Фото Reuters
Как вы сортируете поступающие предложения вложить деньги? Сосредоточиваете ли вы внимание на каких-то немногих аспектах? – Felipe Fleiderman V., ЧилиВ последние годы я восхищаюсь тем, как быстро некоторые сетевые стартапы превратились в полноценные компании и нашли себе клиентов. В конце концов мы в Virgin любим встряхивать закостеневшие отрасли, предлагая своим клиентам более яркий опыт и находя для этого неожиданные пути. Например, мы превратили банки сети Virgin Money в места, где клиенты могут работать, тусоваться и проводить встречи в комфортабельных гостиных.
В последние годы, опираясь на помощь своих выдающихся инвестиционных команд в Лондоне и Нью-Йорке, я вложил деньги в несколько стартапов, не связанных с Virgin. Выбор подходящего требует вдумчивого и тщательного подхода, потому что, как бы ни были квалифицированы основатели или как досконально бы они ни продумали свой бизнес-план, большинство так и не добьются успеха. Однако с годами я научился искать в стартапах те же вещи, что и в идеях для компаний нашей группы.
Список наших инвестиций показывает, что я ценю в компаниях и почему именно это вдохновляет меня. Вот список из пяти вопросов, на которые должны ответить «да» предприниматели, ищущие инвесторов для своих технологических стартапов:
1. Предлагает ли ваша компания толковое и простое решение, которое улучшит жизнь клиентов?
Если я с первого взгляда понимаю продукт или услугу, которую предлагает стартап, то клиенты тоже поймут. И если она решает проблему, требующую решения, то есть шанс, что кто-то захочет потратить на нее деньги.
Именно поэтому два года назад я вложил средства в Square. Это компания, созданная одним из основателей Twiiter Джеком Дорси, когда он пытался помочь другу-стеклодуву, который хотел продавать свои работы, но не имел оборудования для приема оплаты с кредиток. Система Square позволяет предпринимателям принимать платежи кредитными картами с помощью смартфона. По словам представителей компании, через нее ежегодно совершается платежей на 12 млрд. долл. В 2012 году она подписала соглашение со Starbucks, и теперь клиенты могут платить за кофе с помощью приложения Square Wallet.
2. Является ли для вас технология средством добиться прорыва?
Есть множество компаний, которые навешивают на свои продукты лампочки и экраны, однако они не меняют повседневную жизнь людей. Подобные продукты могут привлекать внимание, но если технологии не способствуют улучшению функциональных характеристик, клиенты второй раз не придут.
Прекрасным примером прорывной технологии является приложение Hailo, используемое для вызова такси. Это намного эффективнее, чем голосовать на обочине или заказывать машину по телефону. Мы решили инвестировать в эту компанию, потому что она позволяет пассажирам с помощью смартфона находить свободное такси в ближайших кварталах. Это на пользу и таксистам, поскольку иначе они тратят около 40% своего времени, разъезжая в поисках пассажиров.
3. Предлагает ли ваша компания своим клиентам больший выбор и лучший доступ?
Какой бы маленькой ни была компания, ее основателям следует стараться предоставить людям больше возможностей и выбора.
Проект Codecademy дает любому человеку, имеющему доступ в Интернет, возможность бесплатно освоить азы программирования. Простой интерфейс и уроки, основанные на примерах из реальной жизни, позволяют Codecademy оставить всех конкурентов далеко позади.
Я решил вложить деньги в Codecademy, потому что доступ к таким навыкам принесет пользу многим людям, особенно женщинам, которые боятся проникать в сферу, где доминируют мужчины (они же составляют большинство среди студентов, изучающих программирование). Уже сейчас 35% пользователей Codecademy – женщины.
4. Ваш продукт или услуга вдохновляют клиентов делиться результатами их работы или опытом?
Развитие веб-приложений создало условия для совместной работы в масштабах, которые невозможно было себе вообразить 30 лет назад. Почти в каждой области обмен информацией может быть очень полезен: между друзьями и членами семей, между коллегами и иногда между клиентами.
Лучший способ стимулировать такой обмен – сделать так, чтобы это было весело. Вот почему проекты вроде Pinterest пользуются успехом. Эта замечательная платформа ориентирована на вдохновение и открытия, она дает людям возможность быстро, легко и весело обмениваться фотографиями. Она быстро набрала популярность, что подвигло нас вложить деньги.
5. Заботится ли ваша компания о людях и планете настолько, чтобы использовать бизнес им во благо?
Любая компания способна изменить жизнь к лучшему. Молодые фирмы могут решать локальные проблемы, растущие – заниматься проблемами национального уровня, а крупные – разбираться с глобальными трудностями. Выдающимся примером в этом смысле является Twitter, который использовали борцы за демократию, боровшиеся с авторитарными режимами. Я использую Twitter, чтобы привлекать внимание к тем вопросам, которые имеют большое значение для меня и других людей, например добиваться прекращения войны с наркотиками. И именно поэтому я инвестировал в Twitter.
По той же причине мы профинансировали сервис Tumblr, который является одним из самых популярных в США. Он дает людям цифровую платформу, на которой они могут самовыражаться.
Это только некоторые из огромного списка многообещающих стартапов, которые помогли мне больше узнать о вызовах и возможностях, открывающихся в наши дни перед высокотехнологичными компаниями. Те из них, которые предлагают услуги, востребованные обществом, имеют шанс построить устойчивый и влиятельный бизнес. А ваша компания такова?