Фото Reuters
– Я занимаюсь бизнесом уже 19 месяцев, и мы ни разу еще не получили прибыль. Интересно, в какой момент следует признать, что наш проект провалился?Winnie Matimu
– В бизнесе слово «Провал» пишется с большой буквы, и причина использовать его бывает редко. Если занимаетесь бизнесом всего 19 месяцев, то вам точно рано говорить о провале.
Первые несколько лет ваш бизнес будет балансировать на грани выживания. Это самый сложный период для любой компании: просто расплатиться по счетам – это уже вызов, потому что вы еще доводите до ума свои продукты или услуги, нанимаете членов команды, оттачиваете ценовую политику, создаете маркетинговые материалы и привлекаете клиентов. Когда у вас возникает искушение сдаться, помните, что многим успешным компаниям понадобились годы, чтобы начать приносить прибыль. Некоторые из крупнейших технологических компаний планеты годами набирали популярность среди потребителей и разрабатывали свои бизнес-модели. Если вы верите в вашу стратегию и имеете реалистичный план по достижению прибыльности, придерживайтесь его.
Все успешные предприниматели расскажут вам о тех нелегких днях, когда они сомневались в правильности принятых решений. Используйте свои тревоги, чтобы отполировать до блеска вашу стратегию и четче определить дальнейший курс. Если вы не добиваетесь необходимых результатов, возможно, настало время задать самому себе несколько вопросов, которые помогут улучшить ваш план и вывести бизнес на путь истинный.
Тщательно проанализируйте то, чем вы занимаетесь: возможно, вам придут в голову небольшие улучшения (уровень цен, усилия по продвижению, методы распространения), которые позволят привлечь больше клиентов и увеличить продажи. Спросите у себя: приносит ли ваш продукт или услуга пользу клиентам? Выделяется ли он из общей массы? Может ли он изменить жизнь людей к лучшему? Нравится ли он им? Насколько привлекательна ваша компания? Достаточно ли эффективны ваши усилия по привлечению внимания потенциальных клиентов?
Может оказаться полезным проверить финансы компании, чтобы найти способы сэкономить и выиграть время для исправления ошибок. Когда я рос, моим родителям всегда приходилось что-то придумывать, чтобы решить денежный вопрос, поскольку мама регулярно участвовала во всяческих предпринимательских начинаниях. Они научили меня тому, как важно, чтобы доходы превышали расходы, какой бы маленькой эта разница ни была. В первые годы существования Virgin я старался подписывать каждый чек, чтобы хорошо понимать, на что мы тратим деньги и как уменьшить траты.
Однако прибыль – это только одно из мерил успеха. В Virgin Group, когда мы пытаемся дать оценку подобного рода, концепции вроде «дружбы», «заботы» и «любви» для меня гораздо важнее, чем «гросс», «выручка» и «оборот». Прекрасный пример в этом плане подает правительство Бутана, которое придумало показатель валового национального счастья и учредило министерство счастья. Суть идеи в том, что счастливые люди работают лучше и продуктивнее. Такие работники скорее добьются успеха, улучшив таким образом показатели счастья.
Так что вам нужно следить за тем, чтобы ваша компания делала жизнь лучше и позитивно влияла на сотрудников, клиентов и остальной мир. Если ваш бизнес привлечет активных сотрудников и лояльных клиентов, то у вас есть шанс быстрее получить прибыль.
Иногда бывает так, что нет другой альтернативы, кроме как свернуть бизнес. Следите за тем, чтобы работа приносила радость, потому что груз ответственности за управление неприбыльной компанией нанесет вред вашей личной жизни. Если нет возможности спасти вашу компанию, нужно творчески подойти к процессу реструктуризации и подумать над тем, как сохранить от нее все самое лучшее и использовать для создания более успешной фирмы.
Нам в свое время доводилось закрывать компании под брендом Virgin. Я вспоминаю Virgin Brides и Virgin Cola, которые мы аккуратно и поэтапно закрыли. Когда такое случается, важно сохранить доверие и уважение клиентов и сотрудников, уйти изящно и с достоинством, сделав все возможное для тех работников, которым придется искать новые места.
В таком решении нет ничего постыдного. Даже у самых лучших предпринимателей есть старые боевые шрамы, о которых они могут многое рассказать. Не забывайте из всего извлекать полезный опыт и использовать его при создании новых компаний.
Если с первой попытки у вас не получится, не нужно использовать слово на букву П. Просто соберитесь и пытайтесь снова и снова.