Фото Reuters
Когда вы открываете свое дело, основная задача – выяснить, кто ваши потенциальные клиенты и что им нужно.Это может казаться несочетаемым с целями, заявленными в моих предыдущих колонках, – определиться с глобальными целями компании и помогать в решении стоящих перед обществом серьезных проблем, но на самом деле они взаимосвязаны. Участие в волонтерском движении может способствовать привлечению клиентов и помочь растущему бизнесу укорениться в сообществе, что предопределяет успех в долгосрочной перспективе.
В начале 70-х, в то время мы с друзьями только создавали нашу звукозаписывающую компанию Virgin Records, мы поддерживали студенческий консультативный центр в Лондоне, который располагался рядом с нашим офисом. Там молодым людям помогали во всем – от преодоления депрессии до поиска работы. Наша поддержка центра, возможно, и не приводила напрямую к росту продаж наших записей, зато позволяла быть в курсе того, что волнует молодых людей и с какими проблемами они сталкиваются в то время, когда культура столь стремительном меняется, как это было в 70-е.
За прошедшие годы компании, входящие в Virgin Group, участвовали в целом ряде местных проектов, хотя в наши дни «местный», значит, поблизости от наших офисов, магазинов и других филиалов, разбросанных по всему миру. Еще во времена расцвета Virgin Records мы предоставляли оборудование, специалистов и другие ресурсы школам и местным музыкальным кружкам.
Какие идеи могут лечь в основу вашего бизнеса? Есть ли в местном сообществе группы населения, нуждающиеся в поддержке, и чем вы можете помочь, консультациями, оборудованием? Чему вы можете научить, какие навыки привить? Как в этом хочет поучаствовать ваша команда? Всего несколько часов в месяц, потраченных на подобную деятельность, могут привести к заметным улучшениям в жизни людей и помочь развитию вашего бизнеса.
Эту закономерность можно наблюдать и в других компаниях, а не только в Virgin. На слуху пример американской компании – производителя мороженого Ben & Jerry’s Homemade, что находится в Саут-Берлингтоне, штат Вермонт. В самом начале своей деятельности она сделала важный шаг в деле налаживания контактов с местным сообществом – сотрудничала с местными жителями, начиная с владельцев молочных ферм и заканчивая художниками. Кстати, когда компания начала продажу своих акций на бирже, ее владельцы Бен Коэн и Джерри Гринфилд – в благодарность за поддержку в первые годы – предоставили жителям штата Вермонт преимущественное право при покупке ценных бумаг. Компания продолжила эту политику, выступая в защиту благих начинаний, которые попадали в поле ее зрения, и поддерживая такие организации, как Farm Aid, помогающая семейным фермерским хозяйствам. Через несколько лет после выхода на биржу Бен и Джерри стали отчислять 7,5% от ежегодной чистой прибыли на социально ориентированные проекты.
Несмотря на то что в 2000 году компания вошла в транснациональный холдинг Unilever, она до сих пор сохраняет свои местные корни, репутацию и продолжает свою миссию. В наши дни, когда рынок стал глобальным, а конкуренция на нем жесткой, все это выгодно выделяет бренд Ben & Jerry’s Homemade из общей массы, а это очень важное преимущество.
Увидеть этот принцип в действии – бесценный опыт. Во время недавней поездки в Южную Африку я зашел в спортклубы нашей сети Virgin Active и узнал, как обстоят дела с проектами для местного сообщества. Меня поразило то, как команда нашего флагманского клуба в Совето помогает людям вести более здоровый образ жизни. Недавно они – совместно с правительством – запустили молодежную программу Future Crew. В рамках нее компания дает старшеклассникам возможность заниматься физкультурой, поскольку во многих школах нет необходимого инвентаря и ученики не имеют возможности вести активный образ жизни.
Школа Lavender Hill показала отличные результаты, и мы планируем прикрепить к каждому нашему клубу по школе. Персонал Virgin Active тренирует и учителей, и учеников, а со временем мы хотим привлечь к этим занятиям членов клуба, чтобы они могли помочь в сборе средств на школьный инвентарь и добровольно тренировать старшеклассников.
Смысл подобной деятельности не в зарабатывании денег, хотя, как показывает опыт Ben & Jerry’s, иногда прибыль становится побочным продуктом. Строя хорошие отношения с местным сообществом, вы делаете свою компанию его центром притяжения, поддерживая людей и побуждая их расти над собой. Это помогает укрепить корпоративную культуру, сплотить персонал, улучшить отношения с клиентами и сотрудниками и в конечном итоге делает компанию более успешной.
Так что оглянитесь вокруг. Что можете сделать вы и ваша команда?