Фото Reuters
– Подскажите, как лучше всего проводить тренинги для новичков в небольшой компании, где всего 30 сотрудников, чтобы у них не угасал энтузиазм в работе?– Без имени, Китай
Всегда есть чему поучиться. И если в один прекрасный день вы перестанете узнавать новое, жизнь остановится. Поэтому следует ежедневно приобретать новые навыки, приобщаться к новым идеям и методам работы и усваивать другой взгляд на вещи.
На первых порах основная задача любой новой компании – удержаться на плаву. Вам нужно доказать, что предложенная вами бизнес-модель работает. Один из лучших способов добиться этого – нанять отличных сотрудников, которые бы верили в вашу компанию и разделяли ее устремления. Ну а затем – дать им возможность учиться и совершенствовать свои навыки. Это непременное условие. Если ваши лучшие сотрудники не поднимаются по карьерной лестнице по мере того, как компания становится успешной и расширяется, они быстро теряют энтузиазм. Вы и глазом моргнуть не успеете, как вам придется иметь дело с недовольными клиентами, столь же недовольными, как и сотрудники.
Желание ваших сотрудников учиться дает вам и другим предпринимателям конкурентное преимущество перед крупными компаниями. Небольшие фирмы, как правило, новички на рынке. И туда идут работать люди, жаждущие опробовать новые подходы и полные новых идей насчет того, как делать все иначе, а не те, кто стремится занять определенные посты или добиться некого статуса.
Чтобы извлечь выгоду из этого преимущества, вам стоит поощрять сотрудников реализовывать их собственные идеи. Впрочем, кто еще будет этим заниматься в такой маленькой компании? Это именно то, чего хотят креативные люди в смысле роста и карьеры – возможность самим ставить себе труднодостижимые цели, а после стремиться к ним, даже если вероятен провал. Если вы наделите сотрудников существенными полномочиями, вы сами удивитесь, сколь многого они сумеют достичь, а вы взамен заслужите их преданность и доверие.
Если вы создадите эту атмосферу открывающихся возможностей, сотрудники почувствуют, что им есть где развернуться внутри компании. И будут стараться достичь вершин мастерства на занимаемой позиции, чтобы их сочли достойными продвижения и дальнейшего роста.
Если вашим сотрудникам нужно приобрести навыки владения техникой, вам стоит с умом выбирать тренинги, чтобы не нанести ущерб бюджету. Овладение и совершенствование навыков в области информационных технологий необходимо во многих сферах деятельности. Я сам учился работе с социальными медиа и блогами с помощью нашей интернет-команды. Кроме того, относительно легко найти подобные тренинги онлайн. Такие фирмы, как General Assembly и Codecademy, предлагают недорогие варианты, которые могут оказаться полезными для вас.
Если в одном и том же обучении нуждается целый ряд ваших сотрудников, рассмотрите альтернативы. Вместо того чтобы отправлять 10 человек на одни и те же курсы, не лучше ли договориться, чтобы преподаватель пришел к вам в офис? Это поможет сэкономить. А вместо того, чтобы обращаться к специализированным частным компаниям, услуги которых весьма недешевы, попробуйте самостоятельно найти специалистов, готовых позаниматься с вашей командой. Можете также обратиться к собственным наставникам, возможно, из других сфер деятельности, чтобы обсудили с вашими сотрудниками возникшие вопросы. Это может быть куда интереснее и увлекательнее традиционных тренингов.
По мере роста вашей компании некоторым из новичков может понадобиться освоить практические навыки. Новых сотрудников Virgin Trains вводят в курс дела в настоящем, хоть и списанном, пассажирском составе, у которого есть даже кабина машиниста и вагон-ресторан. Но, возможно, такое погружение в реальную обстановку для вас не вариант. Тогда один из простейших способов обучить нового сотрудника – прикрепить его к одному из опытнейших людей вашей компании. Для начала пусть ходит за наставником несколько дней по пятам. А когда будет готов работать самостоятельно, попросите наставника присмотреть и в случае чего помочь советом.
Не забывайте держать ухо востро в отношении новых технологий и открывающихся возможностей. Организуйте семинары, на которых и вы, и ваши сотрудники могли бы их изучить, даже если нет уверенности, что они тут же найдут применение в вашем бизнесе. Как знать? Возможно, случится новая техническая революция, и ваша команда окажется на шаг впереди остальных.
Раз уж вы помогаете сотрудникам стать специалистами в своем деле, вам нужно задуматься, как удержать их в долгосрочной перспективе. Один из лучших способов – продвигать их куда только возможно. В конце концов, кто еще так хорошо знает вашу компанию? Один из примеров в Virgin – карьера Дейва Маккея. Это наш потрясающий шеф-пилот Virgin Galactic. Чем он занимался раньше? Был капитаном аэробуса A340-600, выполнял рейсы Virgin Atlantic. А теперь он отвечает за то, чтобы возить туристов в космос. Вот это карьерный взлет!
Сколько бы у вас ни было сотрудников, 30 или 300, создание атмосферы возможностей радикально изменит ситуацию для вашего коллектива. Обучение не должно ограничиваться выделенными для тренингов днями, оно должно идти постоянно и во всех сферах деятельности компании.