Ярослав Нилов
– Есть ли какие-то приемы, помогающие при «мозговом штурме»?
– Kai Prout
Мы неоднократно оказывались в опасности, когда в 80–90-х годах пытались поставить рекорды скорости перелета через океан на воздушном шаре. Когда речь идет о «мозговом штурме», я всегда вспоминаю, как попал в самый настоящий шторм на высоте 9 км. Это были пугающие и одновременно захватывающие моменты, наша команда отчаянно ломала голову, чтобы придумать, как выжить. К счастью, мы всегда были в состоянии выдвинуть идеи и претворить их в жизнь.
Понятно, что далеко не каждый «мозговой штурм» проводится для выработки жизненно важных решений, но принципы остаются теми же. Когда вы столкнулись с проблемой и пытаетесь нащупать решение, «мозговой штурм» – отличный способ объединить и использовать знания ваших сотрудников и придумать выход из ситуации. Вот несколько советов, как извлечь максимум пользы из «мозгового штурма».
1. Пытаясь мыслить нестандартно, не загоните себя в угол.
Планируя регулярные «мозговые штурмы», многие консультанты по менеджменту предлагают вам и вашей команде в такой-то день и час «мыслить нестандартно» или «отпустить мысли в свободный полет». Мне это претит. Творческие порывы не должны происходить в установленное время. Вам и вашей команде стоит попытаться мыслить инновационно каждый день и по каждому поводу. Зато «мозговые штурмы» отлично работают, когда вы зашли в тупик и не можете найти выход.
2. Обстановка должна располагать к креативу.
Я заметил, что лучшие идеи чаще всего приходят мне в голову, когда я нахожусь в движении: путешествую, занимаюсь спортом или просто прогуливаюсь. Если вы столкнулись с проблемой и решили провести «мозговой штурм», выводите всех прочь из душного офиса. Это неподходящее место для креативного мышления.
Перед началом работы хотя бы полчаса насладитесь сменой декораций. Отвлечься можно играми, спортом, можно послушать музыку. Такие вещи помогут всем расслабиться и вернуться к работе со свежими силами.
3. Обозначьте проблему, а не решение.
Понятно, что «мозговой штурм» – это возможность для каждого проявить свое креативное мышление, но все же для его проведения должна быть практическая цель, иначе это путь в никуда. Когда дискуссия отклоняется от темы, напомните всем, какую проблему вы решаете, и продолжайте работать в этом направлении.
4. Идеи должны быть свежими.
Вместо того чтобы сгонять на каждый «мозговой штурм» одних и тех же людей, пригласите поучаствовать сотрудников из других подразделений. Может оказаться, что у остального персонала тоже полно отличных идей. Например, кто-то из бухгалтерии может предложить что-то нестандартное и креативное для рыночной стратегии, или один из администраторов может обратить ваше внимание на недавние изменения на рынке, что поможет команде придумать новый маркетинговый ход.
5. Убедитесь, что выслушали всех.
У сидящего в углу молчаливого парня могут быть отличные идеи, но, пока вы не дадите высказаться каждому, он не будет услышан в гуле громких голосов. Поощряйте людей не только высказываться, но и выслушивать.
6. Записывайте все.
Во время «мозгового штурма» нужно записывать каждое предложение. Отличные идеи окажутся бесполезными, если вы их забудете. Я ношу с собой записную книжку и записываю все ценные мысли, к которым пришел вне зависимости от контекста, а потом к ним возвращаюсь.
7. Реализуйте лучшие идеи.
Не забудьте дать ход перспективным идеям, которые родились во время «мозгового штурма». Конечно, можно случайно ошибиться, но если рискнуть, скорее всего ваш ждет успех. Перед тем как разойтись, спланируйте, каким будет ваш следующий шаг.
8. Выслушайте, развейте идею, затем руководите ее реализацией.
В романе Джона Ле Карре «Жестянщик, портной, солдат, шпион» главный герой Джордж Смайли вкратце объясняет, как разногласия и дебаты тормозят принятие коллективного решения: «Рабочая группа подобна животному с четырьмя задними лапами». То же часто можно сказать о бизнесе. Поэтому так важно вовремя поставить точку в дискуссии и принять решение.
Я много рассуждал о важности «мозговых штурмов» и необходимости прислушиваться к другим и учиться у них, но я часто поддаюсь порыву. Многие из лучших идей Virgin за эти годы стали плодом импровизации, когда я спонтанно решал поддержать какое-то предложение. (Не зря мне дали прозвище «Доктор Да».) В бизнесе, как и в жизни, иногда нужно просто верить в свою способность управлять компанией и достигать целей, которые многим кажутся недостижимыми.
Это рискованно: подобным же образом я поддерживал куда менее удачные начинания. Но в целом следует прислушаться к тому, какое решение проблемы подсказывает интуиция. А затем уверенно двигаться вперед.
В конечном счете нужно найти золотую середину между поиском отличной идеи во время «мозгового штурма» и позицией героя-одиночки. Используйте «мозговой штурм», чтобы сформировать концепцию вашей команды, слушайте и отрабатывайте лучшие идеи, но в конце вам придется сделать выбор и взять на себя ответственность за принятое решение.