Фото Reuters
Недавно во время радиоинтервью на Би-би-си меня спросили, какой совет я бы дал молодым людям, которые хотят создать свой бизнес. С тех пор как 46 лет назад я создал журнал Student, мир заметно изменился. Экономическая нестабильность и неудержимый прогресс технологий привели к тому, что молодому предпринимателю стало гораздо сложнее повторить успех Virgin.
В Student мы протестовали против войны во Вьетнаме и холодной войны, а теперь государства сталкиваются с более расплывчатой угрозой терроризма и нестабильности на Ближнем Востоке и в Африке. В те времена американские и европейские рынки были преимущественно стабильными, а теперь экономической мощи западных держав бросают вызов быстрорастущие экономики Бразилии, России, Индии и Китая. Возможности для роста и новые рынки можно найти по всему миру.
У маркетологов теперь есть возможность обойти традиционные каналы – ТВ, радио и газеты – и создать обширную аудиторию для их компаний онлайн, с помощью Twitter, Google+, Facebook и новых приложений вроде Path and Klout. Это означает, что большинство стартапов способны начать свою деятельность с маленькими маркетинговыми бюджетами, а предприниматели – быстро проникать на новые рынки. Это также означает, что преуспевающие компании должны оборонять свои позиции, потому что их продукция может выйти из моды так же быстро, как и войти в нее.
Но во время того интервью я говорил о том, что, хотя мир изменился, шаги к созданию успешной компании остались прежними. Пять простых правил, которым мы следовали, когда открывали свой журнал, а затем Virgin Music, остаются столь же полезными, как и в начале 70-х.
1. Если вы не получаете от этого удовольствие, не делайте этого. Нужно любить свое дело.
2. Будьте новатором: создайте что-то, что будет выделяться.
3. Ваши сотрудники – ваш главный актив. Довольные сотрудники – довольные клиенты.
4. Руководите, прислушиваясь к другим людям: регулярно изучайте отзывы коллектива и клиентов.
5. Будьте на виду: чтобы продвигать свою компанию и ее продукцию, появляйтесь перед камерами лично или заставьте это делать своих топ-менеджеров.
Компания Virgin Media создала программу «Пионеры», чтобы поддержать начинающих предпринимателей и помочь им наладить контакты друг с другом. Одним из самых известных ее питомцев является Джамаль Эдвардс, основатель музыкального интернет-телеканала SB.TV. Его компания и бизнес-модель напоминают мне Virgin на заре ее существования.
Когда Эдвардс начинал, всей его компанией были он и его камера. Он стал выкладывать съемки с выступлений рэп-музыкантов, которые смотрели онлайн его зрители. Он делал то, что любил, и скоро его новаторские и оригинальные видео с концертов стали просто культовыми.
Когда он создал бренд и привлек большую аудиторию, Эдвардс со своей командой занялись другими сферами: музыкой и стилем жизни, рекламой, одеждой и даже создали свою звукозаписывающую компанию. Известные бренды вроде Puma и Nando’s (сеть закусочных быстрого питания) начали звонить им и предлагать сотрудничество.
Эдвардс также умеет находить таланты. В 2010 году начинающий певец и автор песен отправил свое видео на SB.TV. Его приняли и выложили на YouTube-канале телекомпании. Количество просмотров зашкалило, и в итоге рэпер Example предложил неизвестному молодому исполнителю отправиться в совместный тур. Этим молодым исполнителем был не кто иной, как Эд Ширан, карьера которого таким образом началась благодаря SB.TV.
Эдвардс остается очень занятым и очень заметным, рекламируя SB.TV и себя где только может – на своем сайте, в партнерстве с Google Chrome и в СМИ. Он рассказывает историю своей компании, о своих мечтах и успехах. И его слушают. А он знает, что хороший бизнес основан на том, чтобы поддерживать своих людей и быть хорошим слушателем. Несмотря на ранние успехи, он не возносится и всегда готов выслушать или попробовать реализовать новый проект.
Если у вас есть хорошая идея и вы правильно ее реализуете, то дата создания вашего стартапа не имеет значения. Хотя деловая среда изменилась, базовые правила остались прежними. Вместо того чтобы ностальгировать о том, как все было раньше, хватайтесь за новые возможности и вызовы, которые появляются сейчас.═