Фото Reuters
Мы живем в глобальной деревне. Это еще раз подтвердили события арабской весны – народные революции и протесты в Тунисе, Египте и других странах Африки и Ближнего Востока.
Журналист NBC News Айман Мохьелдин описал, как социальные сети, особенно Twitter и Facebook, дали египетским демонстрантам настоящую демократию и свободу слова и помогли им добиться перемен. И я осознал, что не важно, где находится человек, государство или организация. Главное – теперь стало в разы труднее достичь власти или сколотить состояние без взаимодействия с обществом.
Так что же это означает для бизнеса и предпринимателей?
Генеральный директор Google Эрик Шмидт и директор Google Ideas Джаред Коэн назвали это «эрой цифрового разрушения». В статье, опубликованной в 2010 году в журнале Foreign Affairs, они пишут: «Появление и стремительный рост значения коммуникационных технологий, которые дают людям доступ к огромным массивам информации и соединяют друг с другом, означает, что XXI век будет полон сюрпризов. Правительства будут застигнуты врасплох, когда толпы горожан, вооруженных только мобильными телефонами, начнут протесты и бросят вызов власти (в новый век разделения властей никто не может двигать прогресс в одиночку)».
В разных уголках мира правительства, ущемляющие права и свободы граждан, столкнулись с революционными волнениями. Точно так же руководители компаний, замеченных в злоупотреблениях на своем рынке или стремящиеся к получению прибыли любой ценой, были атакованы недовольными клиентами и конкурентами. Если ХХ век был временем неэкологичного роста путем истощения природных ресурсов и дележа прибыли между держателями акций, в новую эру бизнес должен приносить выгоду не только акционерам, но и местным сообществам и планете.
Из-за наступления «эры цифрового разрушения» компании больше не контролируют свой имидж на рынке. Потребители теперь могут влиять на то, как другие люди воспринимают ваш бренд. Они также в силах сами продвигать те компании, которые им нравятся. В долгосрочной перспективе смогут процветать только те компании, которые принимают как руководство к действию нашу концепцию Capitalism 24902, прекращают погоню за прибылью ради прибыли и ставят во главу угла пользу для общества и окружающей среды.
Предприниматели на стадии бизнес-планирования или запуска своей компании могут сразу заложить этот подход в корпоративную культуру. Прикиньте, чего будет стоить и что даст деятельность вашей компании местному сообществу, окружающей среде и остальному миру. Проведите встречи с представителями общественности, природоохранных организаций и с потенциальными клиентами. Узнайте об их опасениях и чаяниях, связанных с вашей компанией. Чем вы можете помочь? Можно ли решить проблемы, приспособив ваш бизнес-план к существующим потребностям?
Если вы ищете идею, чтобы открыть свое дело, то сейчас самое время воспользоваться возможностями, которые дают новые технологии. Это может иметь решающее значение для судьбы вашего предприятия. Virgin следит за тем, какие перемены приносит мобильная связь. Сотовые телефоны есть у 6 млрд. человек во всем мире, и 90% населения Земли имеют доступ к мобильным сервисам.
В Кении пользователи платежной системы M-PESA могут размещать на депозитах деньги и снимать их, используя агентскую сеть дилеров мобильного оператора, которые, по сути, являются агентами банков. Они могут переводить деньги и оплачивать счета. Sms-сервис Souktel, который работает в основном на Ближнем Востоке, помогает людям искать работу, а компаниям – подбирать новых сотрудников. Такие ресурсы, как Ushahidi (что означает «свидетельство» на суахили), созданы для поддержки гражданской журналистики. Этот интернет-проект помогает распространять информацию, которую передали с места происшествия очевидцы, используя мобильный телефон, электронную почту и другие каналы. Есть базирующаяся в Бостоне компания под названием TxtEagle, которая помогает мировым брендам выйти на миллиард клиентов в развивающихся странах. Для этого используются sms, а взамен клиент получает от мобильного оператора бесплатные минуты разговора. Перед нами целый новый мир массовой активности и рекламных возможностей!
В какой бы области вы ни решили открыть свое дело, помните, что условия вокруг вас постоянно меняются. И технологии, которые в корне изменят вашу сферу деятельности, уже подкарауливают за углом. Но если ваши сотрудники будут гордиться своей работой, а клиенты поддерживать постоянный контакт с вашим брендом, как это происходит в компаниях, следующих концепции Capitalism 24902, вы сможете рассчитывать на тех и на других, присматривать за конкурентами и не пропустить новые разработки в вашей сфере. Ваша компания станет частью общества, срастется с ним – а люди будут вашими корнями.
(Отрывок из книги сэра Ричарда Брэнсона «К черту бизнес как он есть».)