– Расскажите о своем следующем проекте в области разработки возобновляемых источников энергии.
– Emily Lau, читательница журнала Entrepreneur, США
Перед индустрией авиаперевозок стоит трудная, но будоражащая ум задача – вести бизнес по-новому, уменьшить затраты энергии, использовать возобновляемые источники и свести к минимуму вредные выбросы или вообще обойтись без них. Мы особенно остро нуждаемся в альтернативном авиатопливе, экологически чистом и при этом экономически рентабельном. При передвижении по земле всегда можно предпочесть гибридные или полностью электрические автомобили, автобусы и грузовики работающим на бензине моделям, в небе такой возможности нет. И в лондонском «Хитроу», и в нью-йоркском аэропорту им. Джона Ф.Кеннеди, и в токийской Нарите, где бы вы ни сели в самолет, он всегда будет заправлен керосином.
Так дальше продолжаться не может. На будущий год авиакомпании присоединятся к созданной ЕС системе торговли квотами на вредные выбросы. Этот шаг приведет к росту издержек для европейских перевозчиков. В глобальной борьбе за снижение выбросов углерода нашей целью должен стать переход авиакомпаний на возобновляемые виды топлива. Нам необходимо найти способ синхронно и немедленно сократить выработку углекислого газа и затраты на топливо.
Большинство людей, работающих в авиаиндустрии, осознают, что самолеты могут летать на топливе из возобновляемых источников. В феврале 2008 года один из лайнеров Virgin Atlantic совершил пробный полет из Лондона в Амстердам на смеси из 80% керосина и 20% биотоплива, полученного из масла бразильского ореха бабассу и кокосов, выращенных на специальных плантациях. Подобные испытания провели и другие авиакомпании, в том числе Air New Zealand и Japan Airlines, американская Continental Airlines, голландская KLM и британская Thomson Airways. Сложность в том, чтобы существенно увеличить производство биотоплива, чтобы к нему имели доступ авиакомпании по всему миру.
Как получилось, что мы взялись изменить индустрию авиаперевозок? Это произошло не вдруг. Более пяти лет назад мы взяли на себя обязательство сделать бизнес экологичным, так что мы поддерживали контакт с начинающими инновационными компаниями в этой области и следили за их разработками. Примерно в то же время Virgin Atlantic дала зарок к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 30% на каждый километр. И тогда же мы пообещали найти возобновляемые источники для производства топлива для наших самолетов.
За прошедшие пять лет группа Virgin, наш фонд Green Fund и я лично вложили средства во множество подобных проектов, включая завод по производству этилового спирта в США, и в компании – пионеры на рынке биотоплива Gevo и Solazyme. Разработка экологичного авиатоплива – это длительный и сложный процесс, требуется преодолеть множество препятствий. Сначала необходимо найти исходное сырье, чтобы на его основе создать высокоэффективное топливо, затем провести испытания и получить разрешение на использование его в авиации.
Временами случаются прорывы. Так, в начале этого месяца мы объявили о самом значительном в моей жизни достижении в этой области. Вместе с новозеландской компанией LanzaTech мы разрабатываем низкоуглеродное авиатопливо, которое поможет вдвое сократить вредные выбросы Virgin Atlantic. Проще говоря, мы открыли перерабатывающую компанию, которая превращает дым из труб в авиатопливо.
Революционная технология производства авиатоплива подразумевает переработку продуктов горения, включая углекислый газ, которые в противном случае попали бы в атмосферу. Для начала мы взялись за выбросы при производстве стали. Мы намерены собирать выбросы двух третей мировых сталелитейных заводов и превращать их в авиатопливо.
Между тем наша цель – в течение трех лет перевести многие самолеты Virgin Atlantic на новое низкоуглеродное топливо, прежде всего на линиях Шанхай–Лондон и Дели–Лондон. А потом уже в Великобритании и по всему земному шару.
Многие годы люди сомневались в целесообразности использования авиатоплива из возобновляемых источников, и будет здорово доказать, что они заблуждались. В перспективе мы надеемся, что другие авиакомпании последуют примеру Virgin Atlantic, и парниковые выбросы от авиации радикально сократятся.
Еще один многообещающий проект мы запустили в Австралии. Авиакомпания Virgin Australia подписала меморандум о взаимопонимании с целью разработки авиационного биотоплива с работающими в этой области компаниями Dynamotive Energy Systems и Renewable Oil. Наше объединение планирует использовать технологию ускоренного термического распада для производства биотоплива из кустарникового эвкалипта, который выращивают во многих частях Австралии для контроля солености почв на сельхозугодьях. Демонстрационный агрегат, который произведет биотопливо для тестирования, сертификации и публичных испытаний, мы собираемся запустить в будущем году, а завод по производству биотоплива в промышленных масштабах заработает не раньше 2014 года.
Жизненно важно, чтобы экологичное авиационное биотопливо вырабатывалось из по-настоящему возобновляемых источников и приносило выгоду во многих отношениях. В данном случае оно должно улучшить социальное и экономическое положение австралийских фермеров и защитить окружающую среду. Мы дали слово развивать производство авиационного биотоплива, так чтобы свести к минимуму ущерб разнообразию видов и не истощать запасы воды и еды. Мы также пообещали не использовать для выращивания биомассы природоохранные территории или уникальные экосистемы. А также сократить выбросы парниковых газов на протяжении всего промышленного цикла.
Я уже ранее писал о необходимости вести бизнес по-новому. На протяжении многих лет Virgin шаг за шагом продвигалась к этой цели и поддерживала людей, которые в корне изменят индустрию, осуществляла собственные проекты и анализировала, как наши компании могут работать сообща. Если вы тоже надеетесь изменить вашу сферу деятельности, начните работать на перспективу прямо сейчас.