– Как вы выбираете новые проекты для Virgin Group?
– Isaac Polanco, Панама
– У нас не было традиционного генерального плана с четко указанными отраслями и новыми территориями для экспансии. На самом деле у нас до сих пор его нет, поскольку мы считаем, что наш предпринимательский дух и гибкость имеют жизненно важное значение для успеха Virgin. Этот подход оказал существенное влияние на то, как мы создаем наши новые компании.
На первый взгляд может показаться, что мы с довольно большим оптимизмом подходили к отраслям, которые выбрали для расширения своей сферы деятельности. Изначально мы брались за те области, к которым я испытывал личный интерес (например, музыка и СМИ). Затем, когда мы стали лучше понимать, что сильной стороной Virgin является уровень обслуживания клиентов, мы стали проникать в те отрасли, которые были готовы к встряске (авиаперевозки, спорт-клубы, мобильная связь). А теперь еще моя страсть к неизведанному привела нас в сферу космического и глубоководного туризма. Наш выбор не был случайным или вынужденным, он стал результатом нашего предпринимательского подхода к вопросу расширения компании.
Вместо того чтобы заставлять сотрудников заниматься интенсивным анализом рынков в поисках потенциальных проектов (что может замедлить развитие бизнеса), я сделал нашим приоритетом открытость новым идеям. Это одна из причин, по которым я всегда убеждаю людей не забывать про те интересы, которые у них есть вне работы, и регулярно брать отпуск. Давать волю своему творческому началу в другой обстановке полезно не только с точки зрения релаксации, вы также будете знать, что происходит в других областях, и общаться с более широким кругом людей, чем вы можете встретить на работе. Свежее и оригинальное мышление очень полезно для бизнеса!
К примеру, я всегда любил музыку. В 1972 году Майк Олдфилд принес нам свой альбом Tubular Bells, отвергнутый к тому моменту многими звукозаписывающими компаниями. Мы с друзьями поняли его ценность и решили создать компанию, чтобы помочь ему найти аудиторию. Альбом продавался так хорошо, что мы смогли основать Virgin Records, которая к 1990 году стала крупнейшим независимым рекорд-лейблом.
Тут на ум приходит еще одно правило: нужно всегда быть готовым воспользоваться открывающимися возможностями и не бояться действовать быстро и решительно. В конце 90-х годов устоявшимся британским компаниям мобильной связи было сложно привлекать корпоративных клиентов и молодежь. Мы воспользовались этим шансом и создали Virgin Mobile, которая в качестве технической базы использовала сеть T-Mobile, обеспечивая отличное обслуживание по более низкой цене, и при этом клиентам не нужно было подписывать контракт. Мы решили, что это дает нам возможность создать компанию, ориентированную на молодежь, и провели очень дерзкую маркетинговую кампанию.
Работа над Virgin Mobile продемонстрировала нам преимущества такой модели, при которой мы сотрудничали с уже существующим оператором. Вскоре мы открыли аналогичные компании в США, Австралии, Канаде и Франции. С тех пор мы успели выйти на индийский рынок и готовимся заняться мобильной связью в Латинской Америке. При этом каждая новая компания исповедует ценности нашего бренда и стремится давать клиентам максимум за их деньги плюс немножко веселья и гламура, а главное – обеспечивать отличное обслуживание.
Вы должны быть абсолютно бесстрашны, когда выходите на новые рынки. Но нужно обязательно знать, с какими рисками вы столкнетесь. Хорошими примерами могут стать наш бизнес в сфере космического туризма и исследования океанских глубин. Мы взялись за решение этих трудных задач не по сиюминутной прихоти, перед этим мы на протяжении многих лет консультировались со специалистами в каждой из упомянутых областей. Мы опираемся на наш опыт в сфере авиаперевозок. У нас также есть технические знания, полученные при решении таких сложных задач, как рекордные перелеты на воздушных шарах через Тихий и Атлантический океаны. Вы должны не только помнить об уроках прошлого, но быть готовы учиться чему-то новому в процессе работы над новыми проектами.
И наконец, вы должны искать новые возможности, а также реагировать на те, которые подворачиваются вам по пути. В настоящее время рост населения и развитие связаны с ростом потребления природных ресурсов и энергии. Предприниматели, которые не жалеют времени на изучение этих вопросов, легко разглядят возможности для создания экологичных компаний, способных успешно работать как сейчас, так и в будущем. Мы создали Virgin Green Fund, чтобы направлять наши усилия в нужное русло и инвестировать в возобновляемые источники энергии. Скорее всего в ближайшие 40 лет это будет одна из самых привлекательных для инвесторов сфер. Я надеюсь, что в будущем Virgin будет также известна своими достижениями в области возобновляемых источников энергии, как сейчас она известна благодаря музыке и авиаперевозкам.
Нет четкого рецепта того, как лучше создавать и расширять свой бизнес или инвестировать капитал. Ваш выбор должен зависеть от ваших интересов и целей, от того, как новая компания будет сочетаться с уже существующим вашим бизнесом, от вашей готовности рисковать, а также от везения, хотя ваше везение во многом зависит от вас!