– Почему самолеты авиакомпании Virgin Blue выкрашены в красный цвет?
– Dick Percs, Западная Австралия
– Именем и характерными красными самолетами мы обязаны Бретту Готфри, основателю и генеральному директору Virgin Blue. Но за названием Virgin Blue стоит больше, чем просто цвет. Так что давайте начнем рассказ с самого начала.
В один прекрасный день в 1970 году парочка моих друзей и я устроили «мозговой штурм», пытаясь придумать имя для звукозаписывающей компании, которую мы открывали. Мы отдавали предпочтение названию «Смещенный диск» до тех пор, пока кто-то не сказал: «А как вы думаете, может, Virgin подойдет?»
Нам эта идея очень понравилась по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что даже после свингующих 60-х мир до сих пор оставался консервативным. У наших конкурентов были имена His Master’s Voice («Голос его хозяина», где на логотипе пес слушает граммофон), Parlophone и Decca.
А название Virgin («Дева». – «НГ») звучало свежо и сексуально, тем самым мы заявляли, что мы новички и в музыкальной индустрии в частности, и в мире бизнеса в целом. Мы дрожащими от волнения руками написали Virgin с большой буквой «V», и из этой небрежной надписи появился наш логотип. Он был помещен в центр обложки некоторых записей Майка Олдфилда, и вскоре бренд Virgin приобрел популярность.
Название оказалось успешным на многих уровнях: оно было уникальным, а значит, сразу узнаваемым, у него не было привязки к какой-то одной отрасли или региону, и оно согласовывалось с тем, что мы в конечном счете собирались создать. Нам улыбнулась удача. В наши дни некоторые предприниматели отдают кучу денег специалистам по брендам, чтобы разработать, протестировать и доработать название или логотип, но это не гарантирует положительный результат.
Каждый предприниматель, который выбирает имя для своей компании, должен хорошенько подумать, достаточно ли универсален предлагаемый вариант, чтобы соответствовать будущим продуктам и услугам. Компания Virgin Records отлично работала в индустрии развлечений, но мы не были до конца уверены в себе до 1984 года, когда мы нарисовали логотип на хвосте первого и единственного Боинга-747 авиакомпании Virgin Atlantic. Он обращал на себя внимание – ведь к тому моменту мы уже выбрали наш характерный оттенок красного в рыжину.
Не всем нравилось это название. Дэвид Тейт, который помогал нам запускать авиакомпанию, доставил мне несколько неприятных минут, заявив: «Никто не будет летать авиакомпанией-недотрогой». Но я заупрямился и настоял, что название Virgin лучше, чем British Atlantic Airways, как первоначально называлась наша нарождающаяся компания, упирая на то, что миру не нужна вторая BA (шумихи вокруг British Airways и так хватает).
Наша авиакомпания стала фундаментом, на котором мы создали корпоративные ценности бренда Virgin и укрепили его международное присутствие. Virgin Atlantic вскоре стала лидером рынка благодаря своему инновационному подходу, высококлассному обслуживанию клиентов и отличным ценам. Наша характерная рыночная стратегия, которая известна своей смелостью, непочтительностью к авторитетам, самокритичностью и чувством юмора, распространилась по миру, способствуя созданию других компаний под брендом Virgin.
Наше уникальное название и бренд, наряду с его внутренней согласованностью, привели компанию к успеху. При создании каждой следующей компании, от Virgin Money до Virgin Galactic, мы следили, чтобы бренд Virgin всегда представлял наши ценности, улучшенный сервис и свежий подход. Мы, как и наши клиенты и конкуренты, всегда точно знали, на чем мы стоим.
Это привело меня к выбору имени для австралийской авиакомпании – Virgin Blue. В 1850-х в Австралию хлынул огромный поток иммигрантов в надежде сделать состояние на золотых приисках. Ирландцы, в большинстве своем рыжеволосые, быстро приобрели репутацию любителей крепко выпить и как следует подраться. Драка на местном жаргоне называлась blue. Когда рыжеволосые ирландцы проходили мимо, люди говорили: «Вон идет blue» (драчун. – «НГ»), и по сей день австралийцы дают своим рыжеволосым друзьям прозвище Bluey.
Когда в 2000 году мы готовились запустить нашу австралийскую авиалинию, Бретт предложил Virgin Blue, поскольку Осси (прозвище австралийцев. – «НГ») свяжут с этим названием нашу натуру забияк и красный в рыжину логотип. Чтобы сделать акцент на игре слов, мы нанесли надписи на самолеты жирным шрифтом. И наша авиакомпания мгновенно стала модной среди австралийцев.
На волне мощного старта Virgin Blue стала международной авиакомпанией и сейчас летает в Европу, на Ближний Восток, на острова Тихого океана, в Северную Америку и Азию – в страны, где игра слов «blue»–«рыжий» непонятна. Так что в начале этого месяца мы объединили Virgin Blue и другие работающие в этом регионе авиакомпании под новым именем Virgin Australia.
Если вы попадете в затруднительное положение из-за названия вашей компании, возможно, по причине того, что бизнес расширился больше, чем даже вы ожидали, не впадайте в панику. Попытайтесь найти решение проблемы, подумайте над тем, чтобы совместить в одном новое и старое имя компании. Это дает вам отличную возможность заново представить вашу фирму в СМИ – расскажите им о своих планах переименовать компанию и о ее ключевых ценностях.
В нашем случае «Смещенный диск» был бы забавным названием для звукозаписывающей компании, но я не уверен, что оно подошло бы для авиакомпании или сети спортивных клубов!