– Мы учимся в средней школе в США, в классе для будущих предпринимателей, и хотели бы узнать: что вдохновило вас заняться коммерческими космическими полетами? Когда, по вашему мнению, Virgin Galactic принесет первую прибыль?
Будущие предприниматели, средняя школа города Ист Гринвич, посредством Entrepreneur.comи American Express OPEN Forum
– В 1988 году, накануне распада СССР, Михаил Горбачев пригласил меня в Ливадийский дворец, бывшую императорскую резиденцию в Ялте на Черном море. Русские очень хотели, чтобы я помог им с организацией космического туризма. Горбачев был очень настойчив, он говорил: «Ричард, вы известны в России как очень смелый искатель приключений, разве вы не хотите стать космонавтом?»
Меня отвезли на Байконур. В те времена очень немногим иностранцам удавалось побывать в этом месте, где советские ученые создали первый спутник, пилотируемые корабли «Восток», «Восход» и «Союз», космическую станцию «Салют», а также баллистические ракеты, некогда угрожавшие Западу.
Русские вели переговоры с большим энтузиазмом. Они предложили мне уникальную возможность – стать первым космическим туристом. Однако цена вопроса была более 30 миллионов долларов.
Мысль о том, чтобы потратить столько денег на самого себя, казалась аморальной. Но это заставило меня задуматься о том, как нерационально устроена космическая отрасль, и я стал искать способ сделать полеты в космос доступными тысячам людей, а не только избранной горстке.
Затем наступила невидимая со стороны фаза предпринимательской деятельности. Эту фазу никто никогда не обсуждает, поскольку, по правде говоря, и обсуждать-то особо нечего. Секрет успеха в новой отрасли заключается в том, чтобы внимательно наблюдать за происходящим обычно на протяжении многих лет. Поиски привели нас в мир экзотических материалов, ранее не опробованных решений и новых возможностей. Все это в рамках сообщества небольших фирм и энтузиастов, которых поддерживали преданные своему делу и грамотные филантропы.
Переломный момент в развитии коммерческой космонавтики наступил в мае 2004 года, когда предприниматель Питер Диамандис объявил об учреждении премии Ansari X Prize. Ее поддержали Анушех и Амир Ансари, которые предоставили 10 миллионов долларов для призового фонда. Участникам конкурса нужно было выполнить простое задание: поднять трех человек на высоту 100 километров дважды в течение двух недель.
На премию было три серьезных претендента. Самым многообещающим из них была компания Берта Рутана Scaled Composites, которая обнародовала свою программу буквально за год до того. Предполагалось, что самолет-носитель White Knight поднимет космический корабль SpaceShipOne в верхние слои атмосферы, а оттуда челнок продолжит полет за счет своих двигателей. Я написал письмо Полу Аллену, финансовому партнеру Scaled Composites, и предложил создать на паритетных началах совместное предприятие.
В сентябре 2004 года в штаб-квартире Королевского аэрокосмического общества в Лондоне Берт и я объявили о создании Virgin Galactic. Мы подписали с компанией Аллена контракт на сумму 21,5 миллиона долларов об использовании разработанной Scaled Composites технологии и объявили о планах вложить 100 миллионов в создание прототипа шестиместного коммерческого корабля на заводе Берта в пустыне Мохаве в Калифорнии. Это была отличная сделка, поскольку раскрутке нового бренда помогало участие SpaceShipOne в борьбе за премию Ansari X Prize. Попытка должна была состояться в октябре того же года. Мы рассчитывали, что победа принесет нам всемирную известность и подтвердит серьезность наших намерений.
Берт Рутан – инженерный гений, опередивший свое время на многие годы. Практически все, что имело отношение к созданию, эксплуатации и пилотированию SpaceShipOne, было совершенно новым и необычным. Как мы и ожидали, 29 сентября 2004 года SpaceShipOne достиг высоты в 103 километра, а затем 4 октября пилот-испытатель Брайан Бинни сумел подняться на нем еще выше и завоевал премию Ансари.
Это стало подлинным началом нашего бизнеса. 27 июля 2005 года в Ошкоше, штат Висконсин, Берт и я объявили о подписании нашего нынешнего соглашения. Созданная нами новая компания должна была стать владельцем челнока SpaceShipTwo и носителя White Knight, которые разрабатывались Scaled Composites. Новый бизнес – Spaceship Company находится в совместном владении Virgin и Scaled. Компания Берта взяла на себя все исследования, разработку, испытания и сертификацию аппаратов. При этом Берт возглавил команду конструкторов.
К настоящему моменту для участия в программе записалось уже много будущих космических туристов. Мы проводим испытательные полеты и строим космодром в Нью-Мексико. Другое потенциальное направление нашего бизнеса – доставка грузов на орбиту. В прошлом месяце состоялся последний полет американского шаттла. Эти корабли каждый раз выводили на орбиту по 23 т груза, и обходилсь это в 450 миллионов долларов. Наша компания работает над тем, чтобы за один полет выводить на орбиту 13 т за куда меньшие деньги.
А в будущем наши корабли, вероятно, смогут выводить полезные грузы на куда более высокие орбиты. Пока же Virgin Galactic сосредоточила усилия на исходном плане развития космического туризма. Сейчас есть все возможности для увеличения прибылей и наращивания технологической базы в этой сфере.
Так что Virgin идеально подходит для коммерческой космонавтики. У нас есть знания и опыт быстрых и безопасных перевозок миллионов людей по всему земному шару. Космический туризм – это отрасль, в которой все мы сможет отлично повеселиться!