В бизнесе иногда перемены происходят быстрее, чем вы ожидаете, – внезапно появляются технологии, которые преобразовывают рынок, изменяют вкусы клиентов и переводят экономику на новый уровень. Побуждать сотрудников идти в ногу со временем и созидать новое – это, конечно, замечательно, но это не развеет их (или ваших) глубинных опасений. Факт в том, что перемены, как правило, таят в себе угрозу. Они могут привести к тому, что ваш бизнес прекратит свое существование. Давайте взглянем правде в лицо: ни одна компания не вечна.
Я часто получаю от читателей вопросы о будущем музыкальной индустрии, в которой Virgin имеет длительный опыт работы. Что дальше? Как можно успешно начать бизнес в этой отрасли, когда перемены держат в напряжении даже самых умелых игроков на рынке?
Наш опыт показывает, что время перемен всегда несет в себе новые возможности. Эксперты, которые последние 10 лет только и делали, что предсказывали конец музыкальной индустрии, должны помнить, что в последний раз обвал там случился в 1982 году. Экономический спад оказал огромное влияние на жизнь людей. Многие в домашних условиях переписывали музыку с радио или с пластинок друзей – прообраз нынешнего нелегального скачивания.
В то время у компании Virgin Retail было около сотни музыкальных магазинов по всей Великобритании. В будние дни там было безлюдно. Затем мы обнаружили, что рынок берут штурмом CD-диски.
Преимущества нового формата были очевидны сразу. Диски были гораздо компактнее пластинок, они не изнашивались, не искажали звук и не издавали поверхностный шум. Моя записная книжка того периода полна вопросов о том, какие последствия ожидают наш бизнес: «Что стало с коллекциями виниловых записей по всей стране? Заменили ли люди свои пластинки CD-дисками?»
Первое время единственным способом выстоять перед угрозой нашествия CD было освободить полки наших магазинов для нового товара, так что мы стали распродавать пластинки. Мы преуспели в переориентировании нашего бизнеса на продажу CD-дисков, чего смогли добиться не все наши конкуренты.
Мы также замечали первые признаки другого нового явления в розничной торговле. Уже через два года после презентации первого персонального компьютера в Великобритании работали 500 тыс. игровых автоматов. Вскоре продажа компьютерных игр, а затем и фильмов стала выгодным дополнительным источником дохода для наших магазинов.
К 1986 году под угрозой оказалась даже наша розничная сеть Virgin Megastores. Наш крупнейший конкурент, сеть HMV, вслед за нами стала открывать гигантские универмаги, причем некоторые в непосредственной близости от наших ведущих магазинов. Но мы и не думали смиряться. Мы открыли наш универмаг – впоследствии крупнейший в мире – на Астонской набережной в Дублине. В нем мы собрали не только музыку разных направлений, классическую, джаз, фолк и рок, но и видеоклипы, компьютерные игры и программное обеспечение. Именно в этом я видел будущее нашего бизнеса.
И мы дали прикурить таким старомодным, как Woolworths, Dixons и Currys. Оформление витрин и внутренний интерьер магазинов были динамичными и привлекательными. Мы приглашали туда сыграть пару песен различные группы. Эти выступления повышали продажи дисков и делали нам рекламу.
Если коротко, то одновременно и вопреки, и благодаря произошедшим коренным изменениям мы преобразовали нашу бизнес-модель и отлично преуспели в 80-е и 90-е. Музыка, записанная компанией Virgin Records, покорила сердца слушателей по всему миру, и многие из них пришли в Virgin Megastores, чтобы купить себе диски.
Можно ли сказать, что проделанная работа гарантирует нам уверенность в завтрашнем дне? Разумеется, нет. Правда в том, что даже в самом начале наши маленькие магазины компании Virgin Records приносили очень мало денег. Эти магазины привлекали к нашему бренду внимание общественности, олицетворяли энергичность и дерзость его характера, но они были нежизнеспособными в долгосрочной перспективе. То, что я не продал их раньше, было одной из моих крупнейших ошибок в бизнесе, о которой, я, разумеется, сожалел. Так что расставание с Virgin Records в 1992 году и продажа компании британской медиагруппе EMI было болезненным, но наилучшим решением.
Но можно ли сказать, что скачивание из Интернета убивает музыку? Что ж, я вам отвечу, сегодня индустрия звукозаписи чувствует себя куда лучше, чем даже в дни расцвета Virgin. Когда мы строили свою звукозаписывающую студию, это была масштабная и дорогостоящая затея. Virgin Records финансировала запись альбомов для музыкантов и брала на себя риск возможного провала. Чтобы окупить затраты и заработать, мы должны были продавать кучу альбомов.
Сейчас же высококачественный альбом можно записать на ноутбуке, а потом получившийся файл можно разослать кому угодно и практически повсюду. Продвигать продукт стало так же легко, как завести свою страницу в таких социальных сетях, как MySpace и Facebook. Эффект масштаба больше не играет никакой роли для молодых музыкантов, при том что сами они все еще являются выгодным приобретением для звукозаписывающих компаний и их акционеров.
Если бы я сегодня руководил модной группой на пике карьеры, я бы не стал проходить через жернова традиционной звукозаписывающей компании. Я бы собрал небольшую команду и сам бы выпускал альбомы. Я бы разделил издержки на распространение, рекламу и продажи с музыкантами-единомышленниками.
Небольшие начинающие группы будут зарабатывать меньше денег, поскольку звукозаписывающие компании смогут продвигать их исключительно за счет части выручки, полученной от продажи дисков основных исполнителей. Но зато выбор новой музыки станет больше, и гораздо больше людей услышат музыку этих групп.
Я уверен, что звукозаписывающие компании выживут, но им придется стать более поджарыми – в бизнесе прекрасны малые формы. Эти небольшие компании будут открывать таланты, и именно по этой причине многие страстно увлеченные музыкой люди выбирают карьеру в этой сфере. И мне трудно даже представить, чего предприниматели – со всей их энергией и энтузиазмом – достигнут в будущем.