– Как вы поддерживаете свою способность генерировать новые идеи и осуществлять их?
Gunita Migliniece, Латвия
– Моя мотивация сильно изменились за последние 40 лет. Оглядываясь назад, я понимаю, что это был длительный процесс, и с течением времени у меня появлялись новые побудительные мотивы.
Не думаю, что кто-то мог предсказать, как будет развиваться моя карьера, кроме, пожалуй, моих родителей. Я не был перспективным учеником, из-за еще не выявленной тогда дислексии (непонимание прочитанного текста. – «НГ»). Мои родители не считали, что мои проблемы с обучением накладывают какие-то ограничения. Они скорее помогали мне найти мои сильные стороны и учили меня постоянно ставить перед собой новые задачи. Достижения в спорте и ранние бизнес-авантюры, вроде выращивания на продажу рождественских елей, научили меня быть любознательным, а еще – при возникновении проблем – полагаться на собственное упорство и творческие способности.
Поскольку у меня не ладилось с учебой, мною частично двигало желание самоутвердиться, когда я в 16 лет открывал свой журнал Student. Мои друзья и я хотели дать нашему поколению возможность высказаться по актуальным проблемам, особенно по поводу войны во Вьетнаме.
Мы создали журнал по собственной инициативе, руководствуясь собственными убеждениями, и нам нравилось то, что мы делаем. Не имело никакого значения, что мы выпускаем его в подвале в западной части Лондона, работаем в стесненных условиях и без финансовой поддержки. У нас не было опыта ни в бизнесе, ни в издательской деятельности, так что мы просто вложили все, что имели, в это начинание и обеспечили себе рекламодателей и внимание репортеров. Это страшно тяжелая работа, но для нас это было веселым и волнующим проектом и прежде всего делом, за которое мы болели всей душой.
Это веселье, удовольствие от работы и целеустремленность предопределили наше продвижение в сферу продажи пластинок, а затем и развитие нашей сети музыкальных магазинов. Мы установили в них кабинки, чтобы покупатели могли послушать диски, прежде чем покупать их, там были пуфики для желающих расслабиться, и персонал магазинов сам страстно увлекался музыкой, которую мы продавали. Точно таким же был и наш следующий шаг – в сферу звукозаписи. Благодаря моей любви к музыке и интересу к людям, ею занимающимся, у меня никогда не было недостатка в мотивации – разве что иногда было плоховато с деньгами!
Экономический спад в Великобритании в конце 70-х годов совпал с замедлением темпов продаж наших записей и недостатком хитов. К этому моменту мы создали в Virgin сообщество близких по духу людей, и я хотел, чтобы те, с кем я тружусь бок о бок и кто мне не безразличен, получали удовольствие от работы, а еще я был очень озабочен тем, чтобы она у них осталась. Мы несли убытки, и я должен был решиться консолидировать наши музыкальные магазины и сбавить обороты нашей звукозаписывающей компании или последовать своему инстинкту и вложить средства в новых исполнителей.
В надежде выбраться из финансовой ямы за счет развития компании я купил два ночных клуба и вложил еще денег в звукозаписывающую компанию. Ее управляющий директор Саймон Дрейпер был потрясающе талантливым человеком, так что я поддержал его при создании крупнейшего в Великобритании независимого лейбла.
Наш итоговый успех спас положение. Укрепление бренда привело к тому, что мы начали искать пути развития помимо музыки, и как раз в это время у меня появилась дополнительная мотивация. На базе наших старых и новых деловых проектов мы начали создавать сообщество клиентов Virgin, так что теперь в мои планы входило сделать Virgin одним из самых авторитетных брендов в мире.
На этой стадии все слилось воедино. Различные мотивации сложились в стратегию создания компаний, которые бы вызывали энтузиазм у сотрудников, пытались встряхнуть рынки и завоевать доверие потенциальных клиентов. Часто нам сопутствовал успех, поскольку мы наносили удары ведущим компаниям на тех сложившихся рынках, где, как мы предполагали, клиенты больше не получали хорошего обслуживания. Мы быстро вышли на рынок авиационных и железнодорожных перевозок, напитков, финансовых услуг, спортивных клубов и отелей.
За прошедшее десятилетие у меня появился еще один источник мотивации – за счет широкомасштабной благотворительной деятельности, поскольку глобальный характер Virgin Group дал нам возможность помогать в борьбе с вызовами, с которыми сталкивается человечество. Это вылилось в формирование фонда Virgin Unite, который привел к созданию клуба Elders («Старейшины». – «НГ»), Центра предпринимательства Брэнсона, группы Carbon War Room («Углеродного оперативного штаба». – «НГ») – всех этих потрясающих инструментов борьбы с бедностью, болезнями и катастрофическим изменением климата.
Что будет вдохновлять меня в 2011 году? Тысячи сотрудников, которые работают в Virgin, множество людей по всему миру, которые рассчитывают на нас, и работа фонда Virgin Unite. А еще, само собой, мои неиссякаемые любопытство и энтузиазм. Я постоянно представляю своей команде менеджеров новые идеи, инновации или проекты, которые я хотел бы реализовать – причем в рекордные сроки.
Если подумать, моя врожденная любознательность и желание бросать новые вызовы отразились в нашем смелом космическом предприятии Virgin Galactic. Вслед за насыщенным прошлым годом, кульминацией которого стало торжественное открытие в октябре в штате Нью-Мексико нашего Космопорта, я заметно приблизился к исполнению своей мечты о космическом туризме. Сверхзадача на 2011 год – открыть нашу компанию, занимающуюся подводной разведкой, и наладить ее работу. Продолжая дело ушедшего от нас Стива Фоссетта, мы хотим нанести на карты глубоководные океанические котловины.
Вы можете поинтересоваться, стоит ли мне в мои 60 пускаться в подобные авантюры. И тут я могу напомнить про правило, которое тоже является для меня мощным источником мотивации: «К черту все, давайте сделаем это!»