Я достаточно пожил, чтобы не относиться к обширной рецессии легкомысленно. С другой стороны, видел я кризисы и раньше и уже предчувствую циклические подъемы или спады рынка. Каждое поколение политиков и экономистов пытается сгладить последствия перепадов типа «бум–спад», и каждое поколение терпит крах. Я думаю, что пришло время применить новый подход. Помните, что экономика имеет свои взлеты и падения, и – вкупе с разумным инвестированием – это поможет вам сократить ущерб, который кризис может нанести вашему бизнесу или карьере.
Если бы я вернулся к началу (и интересовался только тем, как извлечь максимум из своих инвестиций, чего я не могу сказать о себе сейчас), я бы вкладывал деньги только во время рецессии, когда почти все стоит на 50–90% дешевле, чем во время роста. От этого я бы выиграл как инвестор, а мои вложения принесли бы пользу экономике.
Вообще-то сделать это трудно. По двум причинам. Во-первых, поскольку экономический цикл длится долго – рост от спада может отделять целое десятилетие или даже больше. Придется запастись терпением. Вторая причина сопряжена с еще большими трудностями: предприниматели должны в равной степени реагировать и на новые идеи, и на ситуацию на рынке. Случается, что идея созрела и готова к реализации, а конъюнктура рынка не подходящая – сейчас с этим сталкиваются множество предпринимателей. И что им делать? Просто пожать плечами и отступить? Конечно же нет. Мы не можем так поступить. Мы не можем с такой легкостью убить наш энтузиазм.
Выход в том, чтобы мыслить масштабно, но реализовывать свои замыслы в малых формах.
Создайте что-то, чем вы гордитесь, но не позволяйте этому проекту съесть весь ваш бюджет. Вам не нужно расточать деньги на хорошие идеи. Они прорастут сами. Многие годы наша программа частных космических полетов состояла из горстки отчаянных инженеров, которые в центре пустыни пытались запускать одну ракету за другой. Сегодня, благодаря инженерному гению авиаконструктора Берта Рутана, команда Virgin Galactic готовится к первому запуску туристов в космос.
Несмотря на все невзгоды, вызванные нынешним кризисом, можете быть уверены, что во время него делаются состояния. Спад открывает новые возможности. Дома стоимостью 5 млн. фунтов продаются за 2,5 млн. Разделите большие красивые дома в студенческих городках на несколько хороших студенческих квартир, и – кто знает? – возможно, скоро вы сможете себе позволить купить загородный дом, о котором всегда мечтали.
Идея должна быть простой – достаточно простой, чтобы ее мог воплотить в жизнь один человек. Маленькие компании без излишеств – это будущее бизнеса.
Не каждый может стать предпринимателем. Если вы хотите проверить, есть ли у вас необходимые для этого качества, экспериментируйте по вечерам и в выходные. Если у вас есть надежная работа, сейчас определенно не время подавать заявление об увольнении, разве что вы абсолютно уверены, что у вас есть блестящая идея для реализации. Наемных работников кризис затронет относительно слабо. Зарплата может быть заморожена или даже урезана, но поскольку и цены на все снижаются, они не сильно пострадают.
У тех, кто теряет работу, перспективы гораздо хуже.
Если вы работодатель, вы должны отдавать себе отчет, что сокращения вредят бизнесу. По своей сути компания – это ее талантливые сотрудники, ее высококвалифицированные кадры и взаимоотношения внутри нее. Увольнение сотрудников должно быть крайней мерой. В начале кризиса мы попросили исполнительных директоров компаний, входящих в группу Virgin, испробовать все возможности – от совместного использования рабочего места и сокращения рабочей недели до замораживания зарплат и неоплачиваемых отпусков – перед тем, как увольнять персонал.
И что делать, если вы потеряли работу? Не так давно один журналист попросил меня дать совет тем, кто только что оказался не у дел. Я обратил его внимание, так вежливо, как смог, что есть множество более компетентных людей, которые лучше бы ответили на этот вопрос. Но есть одна идея, которой я поделюсь.
Если бы компания только что вышвырнула меня на улицу, я бы стал искать способы экономии средств в этой сфере деятельности. Любой бизнес – переживает ли он взлет или падение, будь он новый или старый, будь это бутик или магазин уцененных товаров – нуждается в экономии денег. Если в вашем офисе пользуются услугами дорогостоящей компании такси, прекратите эту практику. У вас горят обычные лампочки? Когда вы будете неспешно идти к лифту, посчитайте, сколько вокруг лампочек. Сделайте расчет. Объясните им, какую экономию может дать переход на энергосберегающие лампочки, предложите принять меры и попросите урезать ненужные расходы.
Есть множество возможностей для малого предпринимательства. Большинству компаний приходится иметь дело с энергосбережением. И если уж мы что-то знаем наверняка, так это то, что рано или поздно топливо сильно подорожает. Многим компаниям следует понять, что бизнес, переживающий трудные времена, может спасти простое сокращение расходов и более эффективное использование энергии. Большинство компаний и не подозревают, сколько денег они бросают на ветер из-за печатания никому не нужных документов, использования устаревших лампочек, требующих много энергии конторских машин, а также бессмысленных затрат на командировки и перевозку грузов.
Но вы-то об этом знаете. Вы работали в этом офисе. Вы в курсе, что происходит. Скажите что-нибудь, предложите свою идею – а потом назовите вашу цену.