Одна из моих любимых поговорок звучит так: «90% жизни уходит на то, чтобы понять, чего мы на самом деле хотим», потому что от этого первого шага часто зависит, найдете ли вы в себе мужество, чтобы реализовать свой замысел и начать новый бизнес.
После обнаружения свободной ниши на рынке часто самое сложное для начинающего предпринимателя – решиться последовать за мечтой и найти стартовый капитал для своего дела. На эту тему я получил два вопроса, касающихся того, как я создавал свои первые компании и как я поступил бы, если бы у меня был шанс начать все сначала.
– Если бы вам было 24 года и вы располагали стартовым капиталом в 3 тыс. долл., какой бизнес открыли бы на эти деньги? А если бюджет был бы 25 тыс. долл.?
Alex Bodislav, Бухарест, Румыния
– Это легкий вопрос. Я определенно выбрал бы интернет-бизнес. В данном случае я даже не уверен, есть ли большая разница, сколько у вас денег для старта – 3 тыс. долл. или 25.
Я начал свою карьеру в конце 60-х с журнала Student. Вначале я продавал его по одному номеру за раз, а вскоре переключился на продажу музыкальных пластинок по телефону. Издательский и музыкальный бизнес сегодня переживают изменения, вызванные развитием Интернета – но там, где происходят серьезные сдвиги, появляются новые возможности.
Обратите внимание, как Apple произвел революцию в музыкальной индустрии при помощи своего онлайн магазина iTunes и плеера iPod. Гениальность разработок Apple и умение держать на крючке клиента привели к тому, что компания взяла штурмом рынок мобильных телефонов со своим лозунгом «вы должны заполучить один из этих iPhone». Затем она принялась за издательский мир со своим iPоd.
Вокруг этих продуктов Apple растет целая индустрия – игры, магазины, электронные книги. Разработчики успешных устройств и издатели уже зарабатывают состояния так же, как это делали лидеры издательского бизнеса и музыкальные магнаты в 60-х и 70-х годах.
Меня всегда интересовали все формы контента – музыка, книги, телевидение и фильмы. Если бы мне было 24, я присмотрелся бы к этой сфере в поисках незанятой ниши или возможности встряхнуть рынок и потеснить ведущих игроков.
И сегодня я бы также мыслил масштабно: в наши дни предпринимателям не мешают географические границы. Когда я начинал Virgin, наши проекты были зажаты в границах Великобритании из-за финансовых ограничений и культурных различий. С развитием Интернета мир стремительно уменьшился, и сейчас он стал более космополитичным и цельным.
– Назовите три основных способа найти стартовый капитал для нового бизнеса.
Pavlina Stoyanova, Канада
– Первый и, вероятно, самый очевидный способ – одолжить деньги у родных и друзей. Но высок риск того, что если дела пойдут плохо, вы можете потерять не только бизнес, но и друзей или испортить отношения с членами семьи. Тем не менее для многих предпринимателей это самый быстрый и единственный способ привлечь стартовый капитал.
Мне повезло, что все эти годы моя семья была в состоянии иногда выручать меня из беды и ссужать начальным капиталом. В 1967 году я жил в подвальчике дома родителей моего друга Джонни Джема на Эдгвар-роуд в Лондоне. Мы были на мели и старались изо всех сил, чтобы поставить на ноги наш журнал Student.
В один прекрасный день моя мама, Ив, принесла нам 100 фунтов наличными. Она нашла на обочине дороги ожерелье и отнесла его в полицию. После того как в течение трех месяцев никто не заявил на него своих прав, полиция сказала, что мама может забрать его себе. Так что она продала ожерелье, а деньги отдала нам. Эти 100 фунтов позволили нам оплатить счета и продержаться довольно долго. Без этого наш бизнес прогорел бы.
Второй вариант – обратиться за банковским кредитом. С самого начала я старался строить свой бизнес, опираясь только на собственные ресурсы и небольшие банковские ссуды. Это позволило мне контролировать львиную долю капитала до той поры, пока мы не обрели твердую почву под ногами, что требовалось для привлечения сторонних инвесторов. В ранние годы, когда Virgin расширяла сферу своей деятельности, временами мы балансировали на грани краха из-за того, что я так упорно сопротивлялся привлечению капитала со стороны. Я чувствовал, что наша ограниченность в средствах заставляет нас сосредоточиться на поиске новых талантливых исполнителей, и в конечном счете это стало важным фактором нашего успеха.
И, наконец, если банк не хочет одалживать вам денег на основании одной только идеи, вы должны иметь достаточно сильную веру в успех предприятия, чтобы задействовать такие ресурсы, как ваш дом. Или, если вам так же повезло, как мне, средства друзей и родных.
В начале 70-х годов я собирался приобрести загородное поместье Manor стоимостью 30 тыс. фунтов, где бы разместилась наша первая звукозаписывающая студия. Я же собрал только 2,5 тыс. фунтов и сумел убедить банк ссудить мне еще 20 тыс., но все равно не хватало 7,5 тыс. фунтов. И тут моя тетя Джойс сказала, что одолжит мне недостающую сумму.
Это был потрясающе щедрый и рискованный жест, и я бы не взял денег, если бы знал, что, для того чтобы собрать эту сумму, тетя заложила свой дом. Но я принял их и купил поместье, где скоро родился наш первый хит Tubular Bells Майка Олдфилда. Virgin быстро преодолела сложную начальную стадию и стала успешным бизнесом, и я проследил, чтобы тетя Джойс при первой же возможности получила назад свои 7,5 тыс. фунтов – с процентами!
Другой риск обращения за помощью к друзьям и родным заключается в том, что они могут попросить взамен. В моем случае если бы она настояла, то сегодня вы летали бы на самолетах авиакомпании Aunty Joyce Airways (Авиалинии тетушки Джойс. – «НГ»).