– Если бы вас попросили сформулировать пять самых главных советов, которым необходимо следовать, чтобы добиться успеха в бизнесе, как они звучали бы? И на каком месте оказался бы человеческий фактор?
– Nicki McKenzie, Малага, Западная Австралия
Аннет Моран из Уэйвел Хайтс в Квинсленде задала такой же вопрос от имени своих учеников, изучающих бизнес в старших классах средней школы.
Человеческий фактор снова и снова появляется в моем перечне пяти самых главных советов. Он стал основой успеха многих предпринимателей и в то же время причиной бесчисленных неудач, поскольку многие руководители пренебрегают им.
В бизнес-школах сейчас принято считать, что для достижения успеха человеку с идеей нужны целеустремленность, четкость мышления и хороший бизнес-план. Однако я понял, что гораздо важнее создать команду, объединенную сильной мотивацией, решимостью и бесстрашием. Давайте посмотрим, с чего надо начать.
1. Найдите хороших людей.
Успех таких проектов Virgin, как Active, Atlantic, Money и Mobile, был основан на том, что нам удалось собрать великолепную команду менеджеров, умеющих видеть перспективу, любящих свое дело и обладающих настоящим чувством собственника.
Если говорить точнее, мы ищем лидеров, способных прислушиваться к тому, что говорят сотрудники и клиенты, – это принципиально важно для того, чтобы услуга или продукт оставались свежими и инновационными. Часто, когда возникают проблемы, можно заметить, что мнение рядовых сотрудников игнорируется, а хорошие идеи не попадают наверх.
У лидеров должны быть сила характера, чтобы принимать жесткие решения, а также страсть и способность вдохновлять сотрудников в трудные времена и вести их вперед. Наши лучшие топ-менеджеры не беспокоятся о том, какого размера у них офис или насколько толстый ковер лежит на полу.
2. Поймите, что работники – это и есть компания.
Успешный бизнес – это не продукт или услуга, которую он предлагает, не его цепочка снабжения или корпоративная культура. Это группа людей, связанных воедино общей целью и видением. В случае с Virgin мы летаем на тех же самолетах, что и наши конкуренты, а наши спортивные центры имеют примерно такой же набор оборудования, как и любые другие. Что же тогда отличает наш бизнес от бизнеса конкурентов? Наши сотрудники.
Самый лучший бизнес-план превратится в ничто, если воплощением его в жизнь не занимаются сотрудники, наделенные энтузиазмом и любящие свое дело. Это особенно ярко проявляется, когда дела начинают идти немножко не так, как должны. Сплоченный и умеющий работать на опережение коллектив часто способен предотвратить надвигающуюся катастрофу или даже изменить ситуацию в вашу пользу.
В начале этого года рейс Virgin America из-за плохой погоды в Нью-Йорке перенаправили на запасной аэродром в соседнем штате Коннектикут. Пассажиры застряли в самолете на много часов, пока этот маленький аэропорт пытался справиться с огромным количеством прибывающих рейсов. Для этого потребовалось слишком много времени.
Впоследствии исполнительный директор Дэвид Каш лично обзвонил многих пассажиров того рейса и принес извинения. Такой шаг помог создать у наших клиентов ощущение, что все сотрудники Virgin беспокоились о них и прилагали усилия, чтобы исправить ситуацию.
3. Всегда ищите в своих людях их лучшие качества. Не скупитесь на похвалы. Никогда не критикуйте.
Вместо того чтобы фокусировать внимание на ошибках, лидеру следует находить тех, кто каждый день делает что-то правильно. Если эта традиция стимулирования развития работников с помощью похвалы и признания их заслуг исходит с самого верха, то она может способствовать искоренению из сознания персонала боязни провала, которая мешает развитию бизнеса, особенно вначале.
Когда ошибки случаются (что неизбежно), я всегда выступаю с той позиции, что нужно извлечь из них уроки и постараться не замыкаться на выяснении того, что же именно пошло не так. Почти всегда лучше не разбирать очевидные вещи с теми, кто имеет прямое отношение к случившемуся. Они и так отлично знают, что произошло.
4. Не относитесь к себе слишком серьезно.
Мы в Virgin гордимся тем, что пытаемся находить забавные стороны в нашем бизнесе. Под этим я подразумеваю то, что мы пытаемся добиться того, чтобы и сотрудники, и клиенты чувствовали наше сердечное, теплое отношение и заботу.
Я с самого начала был во главе этой кампании – наряжался в костюмы, проделывал самые разные трюки (не все из них прошли на 100% удачно!), демонстрируя, что не воспринимаю себя слишком серьезно. Мой подход годится не для каждого бизнеса, но если поддерживать чувство перспективы и не допускать, чтобы к руководству относились как к надменным истуканам, то тогда ваши сотрудники не окажутся в положении вне игры.
Чтобы стимулировать у сотрудников личную заинтересованность в удовлетворении всех нужд клиентов, исключительно важно сделать так, чтобы любой ваш работник получал удовольствие от того, что он делает. А это означает, что каждый должен гордиться своей компанией. Это жизненно важно для того, чтобы добиться прочного успеха и обеспечить себе превосходство над конкурентами.
Чтобы подобрать сотрудников, которые будут проявлять такое внимание к нашим клиентам, мы ищем людей, демонстрирующих искренний энтузиазм и высокие личные качества. У нас есть небольшое преимущество перед нашими конкурентами, отчасти за счет нашего бренда, отчасти благодаря тому, что у нас есть опыт найма людей для работы в музыкальной индустрии, а теперь еще в авиации и космонавтике, а все эти сферы притягивают истинных энтузиастов.
5. Плевать на все, просто сделай это!
Наконец, чтобы преуспеть в бизнесе, у вас должно хватать смелости начать свое дело. Создание бизнеса – очень рискованное занятие. Предпринимателю требуются решимость и твердая вера, чтобы преодолеть трудности, возникающие в начале пути. Большинство молодых компаний разоряются в первые несколько лет, так что ключевой ингредиент успеха – это способность собраться и предпринять новую попытку.
Если возникнет ощущение, что ваш бизнес рискует прогореть, некоторые члены вашей команды могут испугаться. В этот критический момент от вашего знания человеческой натуры будет зависеть, устоит ли компания или потерпит крах. Давайте на следующей неделе более внимательно рассмотрим именно этот аспект.