Австралия – самый подходящий рынок для всей продукции Virgin. Австралийцы разделяют нашу любовь к веселью и им присущ тот же предпринимательский дух, который движет моими компаниями. Австралийцы постоянно заняты разработкой чего-то нового – от источников энергии до дизайнерских решений. Может быть, поэтому я получаю так много вопросов из страны антиподов. Вот некоторые из последних.
– У меня не хватает мужества отказаться от карьеры в банке и осуществить мечту открыть свое дело и стать персональным тренером. Как вы думаете, мне следует продолжать работать в банке, поскольку мне отчасти это нравится, хотя и не до такой степени, как если бы я работал персональным тренером?
Leon Belobrov, Австралия
– Если уж вы решили заняться предпринимательством, вам следует отбросить сомнения и страхи, иногда нужно просто действовать. Много раз случалось, что я колебался перед запуском нового проекта или перед тем, как вложить средства, даже после того как моя команда и я сам все проверили и были готовы двигаться вперед. Мне посчастливилось иметь огромное количество друзей и консультантов для зондирования почвы – я часто сначала опробую свои идеи на них.
Если вы полагаете, что ваш бизнес может быть успешным, тогда составьте короткий план, описав в нем, чем он будет отличаться от других подобных предприятий, как вы будете его развивать и как собираетесь привлекать клиентов. Обсудите этот план с несколькими друзьями, которым вы доверяете, или с консультантами (общайтесь с ними по отдельности, а не в группе). Выяснить их мнение – это чрезвычайно важный шаг, который нужно сделать, прежде чем открывать свое дело, не важно, насколько велик или мал ваш бизнес.
Я не могу помочь вам принять это решение без дополнительной информации о ситуации. Тем не менее я могу вам сказать, что когда мне приходилось решать, браться ли за новый проект, часто оказывалось, что моим лучшим советчиком является интуиция (и я уверен, что в этом многие предприниматели со мной согласятся!). Что вам подсказывает ваша интуиция?
Если вы решите двигаться вперед, будьте готовы к трудностям. Большинство предпринимателей терпят неудачу, когда впервые выходят на рынок или им приходится по меньшей мере выбираться из очень неприятной ситуации.
– Как вы считаете, цель компании (почему сотрудники делают то, что они делают) более важна или менее важна, чем способы ее достижения (то, как они это делают)? И почему?
Bec Kennedy, Австралия
– Прекрасный вопрос, Бек, потому что он именно о том, что делает хорошую компанию великой. Я давно считаю, что бизнес просто не сможет работать, если не уделять достаточно внимания персоналу, клиентам и рабочей атмосфере. Любой другой бизнес, возможно, будет некоторое время приносить деньги, но я сомневаюсь, что он долго продержится.
Цели любой компании на высококонкурентном глобальном рынке – быть результативной, эффективной и прибыльной. Но не менее важно работать ответственно и честно, причем в долгосрочной перспективе может оказаться, что это имеет даже большее значение. Потому что именно это будет привлекать и мотивировать ваших сотрудников, в результате они будут работать более эффективно и оказывать услуги более высокого качества, а это, в свою очередь, побудит покупателей возвращаться и тратить деньги именно у вас. Этот позитивный цикл будет непрерывно способствовать улучшению вашего бизнеса.
– Какой бесценный, золотой совет вы можете дать 27-летнему начинающему бизнесмену?
Drue Schofield, Брисбен, Австралия
– Следуйте велениям своего сердца; делайте то, что вы действительно любите. Успешными всегда были те проекты Virgin, в основе которых лежали идеи, не оставлявшие никого в нашей компании равнодушным. А цифры продаж затем просто-напросто подтверждали нашу правоту.
В случае с Virgin Atlantic мы предлагали первоклассный сервис, а это означало, что помимо многих других инновационных услуг мы обеспечивали такие роскошества, как массаж на борту и индивидуальные мониторы, вмонтированные в спинки кресел. В Virgin Active мы сосредоточились на создании больших клубов здоровья для всей семьи с просторными тренажерными залами и бассейнами, и внимательным персоналом. Для Virgin Mobile мы решили создать сервис, который не потребует от клиентов заключения обременительных контрактов; такой, который будет обеспечивать прямой доступ к развлечениям и музыке. Ясность цели и отличное обслуживание помогли нам добиться успеха.
Отвечу более конкретно, с учетом того, что вы собираетесь заняться бизнесом. Когда мы создавали Virgin Atlantic, Virgin Active и Virgin Mobile, у нас всегда было четкое представление о том, чего хочет клиент и как мы это ему предоставим (с ноткой юмора!).
Прошу прощения, что вместо одного дал несколько советов!
– Virgin Atlantic является отличным примером того, как технический персонал, работающий образно говоря «за кулисами», может эффективно взаимодействовать с сотрудниками, имеющими дело непосредственно с клиентами. Как лучше всего обеспечить правильное распределение столь разнообразных ролей и обязанностей?
Anne Wilson, Австралия
– Я всегда ставил под сомнение прописные истины, доминирующие в той или иной отрасли, в которой мы начинали действовать. И мы побуждаем наших топ-менеджеров и персонал поступать точно так же – особенно смотреть на все с точки зрения клиентов. В конце концов наш бизнес как раз заключается в том, чтобы обеспечивать высокое качество обслуживания клиентов.
Вы можете видеть это по тем чертам, которые отличают нашу авиакомпанию от других – лимузины в аэропорт, отдельные залы ожидания, даже то мороженое, которое мы предлагаем клиентам, когда они смотрят кино. Многие из этих идей родились в недрах компании, потому что мы просим наших руководителей, маркетологов, инженеров и, что особенно важно, экипажи предлагать способы сделать наш сервис оригинальным и новаторским.