Если вы как предприниматель решили всерьез взяться за смелый инженерный проект или дерзнуть заняться чем-то неведомым науке, то вы ввязываетесь в настоящее приключение – трудное, захватывающее и часто рискованное. В какой-то момент вы и ваша команда можете чувствовать себя одиноко, а в другой – вы, наоборот, можете предпочесть партнерство с друзьями или даже с конкурентами. Важно помнить, что мы все учимся на достижениях друг у друга и опираемся на них – как я уже писал прежде, предприниматель не добивается успеха в одиночку.
Эта идея пришла мне в голову год назад, когда один из моих издателей приехал ко мне на остров Некер, который является частью Британских Виргинских островов. Я полагал, что в основу новой книги ляжет другой мой бизнес-проект, но он сказал: «В вашей автобиографии есть великолепный эпизод, когда вы чуть не угробили себя».
Ага, подумал я, это совсем другое дело. «В самом деле? Какой из них? Такое случалось неоднократно!»
«Помните, в середине 70-х малый по имени Ричард Эллис уговорил вас опробовать его ранний образец дельтаплана?»
Я действительно помнил этот эпизод. Та штуковина называлась «Птеродактиль». Я попытался взлететь на ней и едва не разбился насмерть. «Знаете, через несколько дней Ричард погиб».
«Итак, – сказал он, – Эллис разбился, а вы были на волосок от гибели. Что вас заинтересовало до такой степени, что вы оба пошли на подобный риск?»
Почему? Ну давайте не будем забывать, что Ричард Эллис был одним из изобретателей серии дельтапланов Pterodactyl Ascender. Через несколько лет после катастрофы Джек Петерсон-младший пролетел на «Птеродактиле» через всю территорию США, преодолевая на каждом этапе по 120 миль. Его аппарат теперь висит в Смитсоновском музее недалеко от SpaceShipOne, первого пилотируемого космического корабля, спроектированного Бертом Рутаном.
«Как вам сказать, – начал я медленно, не очень довольный тем, в какую сторону сворачивает разговор, – был, конечно, азарт. И потом оставался вопрос спонсорства. Эллис хотел, чтобы я продвигал эту новую форму полетов, которую он привез в Великобританию из США. Мне же всегда нравилось летать, и я думал, что, может быть, удастся использовать это для рекламы своего бизнеса».
Чем больше я говорил, тем больше связей я обнаруживал. «Вы знаете, что крылья дельтаплана были разработаны на основе конструкции, которая должна была обеспечивать возвращение на Землю спускаемых аппаратов первых американских пилотируемых кораблей, созданных в рамках программы «Меркюри»? Это, конечно же, связано с тем, что мы делаем с Бертом Рутаном в Virgin Galactic. Преодоление плотных слоев атмосферы – это самое серьезное испытание для любого космического аппарата и┘» – тут я умолк и увидел, что издатель улыбается.
Скоро у нас была готова книга, которую я назвал Reach for the Skies («Дотянуться до небес». – «НГ») в память о герое моего детства британском летчике-асе Дугласе Бэйдере. Она о полетах. Более того, она о людях, которые стояли за изобретениями и достижениями.
Если вы рассматриваете проект, который требует решения сложных инженерных задач, помните, что мы знали, как воплотить в жизнь наши мечты, задолго до того, как новаторы получили в свое распоряжение необходимые материалы. Посмотрите на историю воздухоплавания: механизм межконтинентальных перелетов изучался инженерами-текстильщиками Джоном Стрингфэллоу и Уильямом Хенсоном почти за 60 лет до постройки первого самолета.
Процесс создания этих материалов потребует слаженной командной работы, уверенности в своих силах и огромного энтузиазма. Чтобы сделать возможным беспосадочный перелет из Лондона в Париж, команда Чарльза Линдберга использовала те методы работы, которые сейчас в ходу на заводе Рутана в пустыне Мохаве, где завершается постройка космического корабля Virgin Enterprise.
На протяжении всей моей карьеры я лично был глубоко вовлечен в проекты, которые способствовали прогрессу пилотируемых полетов. Хотя я известен своими проектами, рассчитанными на привлечение внимания к Virgin, ни один из наших экспериментов не был просто рекламным трюком, это были этапы процесса исследований и развития. В 1987 году я вместе со шведским воздухоплавателем Пером Линдстрандом пересек Атлантику на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, а в 1991 году мы перелетели Тихий океан. Нам удалось установить рекорды, которые держатся до сих пор. Оболочка тех шаров была сделана из материалов, которые в то время считались столь же радикально инновационными, как сейчас космические композиты Рутана.
После того как вы решите все инженерные проблемы, вам придется придумать, как превратить ваш тяжкий труд в деньги. Будет очень кстати, если удастся привлечь внимание к вашей новаторской идее или изобретению, но этого недостаточно, вам понадобится бизнес-план.
Метод работы, который я описал, со всеми его компонентами – инженерным, приключенческим, звездным и деловым, был изобретен не в Virgin, хотя он и вознес меня и моих друзей из подвала на Эджвер-Роуд в Лондоне к границе космического пространства. Этот подход вызывал восхищение, критику и недоверие задолго до того, как депутаты парламента во времена королевы Виктории посмеялись над абсурдной идеей создания всемирной сети авиалиний; задолго до того, как в 1783 году ошарашенные крестьяне проткнули вилами воздушный шар Жака Шарля. Чтобы выстроить бизнес, требуется очень долгое время. В Virgin я и моя команда строим для будущего. А будущее непредсказуемо.