Для многих людей количество и разнообразие компаний, которые входят в Virgin Group, кажется необычным: мы занимаемся всем – от музыки и железнодорожных перевозок до создания альтернативных видов топлива. Меня часто спрашивают, чем объясняется такой подход, и особенно, как мы решаем, в какие отрасли и в каких странах инвестировать. Все дело в нашем особом отношении к риску.
В жизни лучше сосредоточиться на нескольких простых ценностях и целях; то же самое и в бизнесе. Первый принцип, которым мы руководствуемся, таков: если новое направление бизнеса несет в себе потенциальную опасность для нашего бренда, инвестировать в него не стоит.
Когда мы в Virgin присматриваемся к новому бизнесу, первый шаг заключается в том, чтобы подвергнуть каждую бизнес-идею нашему бренд-тесту. Нам регулярно предлагают новые потрясающие возможности заработать кучу денег, но если они не проходят бренд-тест, мы всегда вежливо отказываемся от них и двигаемся дальше. Например, мы бы не стали создавать табачную компанию или частную военную компанию. В конце концов жизнь коротка – и мы хотим получать удовольствие от того, чем занимаемся.
Два других руководящих принципа тесно связаны между собой. Мы считаем, что нет смысла выходить на новый рынок, если нет возможности устроить для этой отрасли настоящую встряску. Почти все наши предприятия возникли потому, что мы придумывали продукт, который, как мы полагали, действительно необходим людям. Затем, если наш приход действительно имеет шанс оказать серьезное влияние на отрасль, мы очень тщательно изучаем предлагаемый проект.
Примите во внимание, что получение прибыли на этом этапе еще не берется в расчет. Редко когда я и моя команда думаем только о том, как бы заработать денег. Мне кажется бессмысленным подходить к инвестированию с вопросом «Как я могу заработать кучу денег? Надо пригласить множество народу и разработать бизнес-планы». Мы никогда не придем к согласию в вопросе, как делать деньги. Консультанты вам скажут, что ваша идея будет работать, а бухгалтеры докажут обратное.
Когда приходит время определяться, стоит ли двигаться вперед, решение должно исходить из вашего сердца. Когда вы беретесь за то, чем страстно увлечены, ваши идеи имеют больше шансов на успех.
Я научился следовать своим увлечениям в начале карьеры, когда вместе с несколькими друзьями создал журнал для школьников Student magazine, чтобы дать возможность высказаться молодым людям, которые выступали против войны во Вьетнаме. Что касается практических аспектов бизнеса, таких, как оплата счетов┘ ну что ж, с этим нам пришлось разбираться позже. Мы просто надеялись, что нам удастся продать достаточно журналов, чтобы остаться на плаву и успеть научиться заниматься бизнесом.
С тех пор практически во всех начинаниях, за которые мы брались, мы делали шаг вперед, потому что видели незанятую нишу на рынке. Наша авиакомпания – классический тому пример: перед тем как мы взялись за эту отрасль, я много путешествовал по делам Virgin Music, и часто перелеты меня раздражали, если не сказать – доводили до белого каления. Я чувствовал, что мы можем сделать все лучше, если сосредоточимся на сервисе, комфорте перелета и добавим немного веселья. Это сработало.
С годами мои коллеги и я заработали репутацию рисковых парней. Это правда, мы бесстрашно брались за новые проекты, сферы деятельности и сложные задачи, даже когда так называемые эксперты говорили, что мы не ведаем, что творим.
Но хотя мы, с точки зрения стороннего наблюдателя, необычайно спокойно относимся к риску, наши действия всегда основывались на другом принципе: всегда прикрывать тылы. Я думаю, этим должен руководствоваться каждый предприниматель или любой человек, участвующий в бизнес-проектах.
Например, когда мы самоуверенно решили после музыкального бизнеса заняться авиаперевозками, я поставил себе одно условие: на переговорах с «Боингом» я оговорил, что мы сможем вернуть взятый в лизинг самолет в течение первых 12 месяцев, если людям не понравится наш бизнес. Это означало, что я мог посмотреть, понравится ли людям летать самолетами нашей авиакомпании, но если бы мы не добились успеха, это не привело бы к краху всю остальную компанию. Мои коллеги из Virgin Records сохранили бы свои рабочие места, а компания – работоспособность!
Мы предприняли и другие дерзкие шаги – взялись за мобильную связь, финансовые услуги и спортивные клубы в разных странах по всему миру. Мы просто следим, чтобы всегда оставались пути отхода на случай неблагоприятного развития событий. Вы должны защищать своих сотрудников. Именно люди делают компанию исключительной или посредственной.
Так что, если что-то не складывается, не стоит колебаться: воспользуйтесь аварийным выходом. В этом случае после того, как все будет сказано и сделано, вы сможете собрать свою команду, устроить разбор полетов и вместе взяться за следующий проект.