Фото Reuters.
Хорошие работники играют ключевую роль для достижения успеха в бизнесе. Найти их, организовать, вдохновить, а потом удержать – одна из самых важных задач, которые стоят перед хорошим бизнесменом. От того, как вы с этим справитесь, часто зависит успех в долгосрочной перспективе и развитие вашего бизнеса.
Компания – это прежде всего люди, которые в ней работают! Возьмем авиакомпанию – ее «Боинг 747» точно такой же, как у конкурента. Внутри все то же самое, немного отличаются часто только набор развлечений на борту и еда. Что отличает одну авиакомпанию от другой, так это экипажи самолетов и их отношение к пассажирам. В нашей авиакомпании Virgin экипаж улыбается, приветлив и всегда готов помочь, поэтому пассажиры хотят летать именно с нами.
Неудивительно, что Virgin America, которая осуществляет воздушные перевозки внутри США, постоянно собирает летные награды за сервис и качество. У нас новые самолеты, с суперначинкой и развлечениями, но самое главное – отличное обслуживание, именно это приносит такие высокие оценки.
Сотрудники – это ваше главное достояние. На передовой бизнеса они могут обеспечить успех или развалить компанию. Я не устаю напоминать нашим менеджерам и другим перспективным предпринимателям, что решающее значение имеет наличие у людей искренней гордости за компанию, в которой они работают.
Ваши сотрудники нуждаются в грамотном руководстве. Хороший начальник должен досконально знать свою команду, ее сильные и слабые стороны. Ключевое значение имеет способность общаться с коллективом и прислушиваться к нему. Одна из основных причин, почему люди уходят с работы, – это то, что их не слушали. И редко это происходит только из-за денег.
Помните, что плохой руководитель может очень быстро погубить дело. Это особенно бросается в глаза в малом бизнесе. На моем острове Некер в Карибском море был управляющий, который пытался изменить порядок вещей. Он не давал персоналу выпивать с нашими гостями. Это очень быстро испортило атмосферу. Нам пришлось вмешаться, уволить управляющего, а после этого восстанавливать моральный дух сотрудников и доказывать, что руководство им доверяет.
Предложения сотрудников легли в основу некоторых из наших наиболее успешных бизнес-проектов. Например, Virgin Blue – наша авиакомпания в Австралии – была детищем Бретта Годфри, который работал на Virgin в Брюсселе.
Прямо во время вечеринки он подошел ко мне с написанным на салфетке бизнес-планом, где в общих чертах изложил, как запустить бюджетную авиалинию в Австралии, чтобы потеснить Qantas и Ansett на их внутреннем рынке. За последние 10 лет Бретт включил в сферу деятельности Blue и связанных с ней авиакомпаний США, Новую Зеландию, Таиланд и Южную Африку.
В других случаях мы поддерживали команду со стороны. Если им удавалось произвести на нас впечатление, мы предоставляли им свою бренд-поддержку и пространство, чтобы самостоятельно создать новый бизнес. Virgin Active, наша сеть спортивно-оздоровительных клубов, – хороший этому пример. В 1999 году Мэтью Бакнелл и Фрэнк Рид пришли ко мне с идеей оздоровительных и фитнес-клубов для всей семьи. Они уже успели создать и продать свою сеть клубов в Великобритании в 90-е годы и захотели сделать новую – уже под брендом Virgin.
Нам понравились и идея, и команда управленцев. Мы поддержали раскрутку бизнеса в Великобритании, а в течение двух лет нам предложили выкупить сеть в Южной Африке. Команда Active ухватилась за эту возможность, и с тех пор мы больше не оглядывались. Сейчас у нас более 90 клубов в Южной Африке и еще 100 в Великобритании, Италии, Испании и Португалии.
Доверие – это ключевой актив в любом бизнесе, но от того, как вы поступаете, если вас вдруг подвели, тоже зависит успех в бизнесе. Вы готовы дать людям второй шанс?
Когда я руководил Virgin Records, член нашей команды по поиску талантов крал и перепродавал коробки с нашими записями. Мне сообщили об этом, и я вызвал его на разговор. Он во всем сознался. Вместо того чтобы уволить его, я сделал ему последнее предупреждение и дал второй шанс. Все иногда оступаются, сказал я ему, и я ожидаю, что это послужит для тебя уроком и что ты вернешься к тому, что у тебя лучше всего получается – находить талантливых артистов. И он продолжил работу и открыл миру Culture Club – нашу самую продаваемую группу 80-х.
Мы все поскальзываемся на каких-то этапах карьеры. Со мной такое было. Когда я был подростком, я запалился на таможне, когда пытался провезти диски в Великобританию. И тогда я получил прекрасный второй шанс и попытался извлечь из этого максимальную пользу. Думаю, это сделало меня более терпимым и снисходительным к ошибкам других.
Сейчас слишком многие фирмы любят сравнивать себя с семьями, и это уже набило оскомину. Тем не менее я действительно верю, что дух семьи и чувство локтя, которые существуют в Virgin, вот уже 40 лет обеспечивают процветание нашей компании.
Когда бизнес был меньше, мы устраивали ставшие легендарными вечеринки в моем доме близ Оксфорда. Мы разбивали целый палаточный городок с развлечениями для сотрудников. По мере роста компании пришлось проводить две вечеринки, а очень скоро вечеринки просто стали продолжаться весь уик-энд, чтобы быть уверенными, что все приглашены. Наконец, все это превратилось в вечеринки длиной в неделю. Но тогда не выдержали соседи и веселье пришлось прекратить.
Но мы создали корпоративную культуру, главной ценностью которой являются люди. Сотрудники – это кровь компании. О них нужно заботиться, и им время от времени нужны праздники.