Фото Reuters.
Господин Брэнсон, я бы хотел задать вам философский вопрос: я пытаюсь начать свой бизнес, и мне часто приходится вести себя очень агрессивно с поставщиками товаров и услуг. Я ненавижу быть агрессивным, но еще больше я ненавижу, когда моему успеху (или выживанию) мешают те, кто не выполняет свои обязанности должным образом.
Я пришел к выводу, что только очень агрессивные люди добиваются успеха. В то же время я смотрю на вас и задаюсь вопросом: вы агрессивны в бизнесе или у вас есть приемы, которые позволяют оставаться самим собой в критических ситуациях? Я однажды встречался с вами, и вы показались мне очень дружелюбным человеком с достаточно мягкой манерой речи.
Марко, Южная Африка
Спасибо, Марко, хороший набор легких вопросов, с которых можно начать!
Начнем с агрессивности. Есть множество способов донести свою точку зрения и сделать свой бизнес успешным, не становясь агрессивным. Всегда помните, что вы любите то, чем занимаетесь, и ваша задача заключается в том, чтобы другие люди тоже полюбили ваш бизнес и захотели работать с вами.
Я надеюсь, что мы в Virgin добиваемся успеха, потому что мы ведем дела в позитивной манере, а не за счет агрессии, конфронтации и негативных эмоций.
Если компании или люди, с которыми вам приходится иметь дело, не откликаются должным образом на позитивный подход, спросите себя, хотите ли вы работать с этими компаниями. На каждого агрессивного поставщика найдутся пятеро, которые захотят работать с вами в такой манере, которая позволит вам и вашему бизнесу быть верными идеалам позитивного партнерства.
Тон вашего вопроса указывает на то, что вы не знаете, как вести себя по отношению к сотрудникам, плохо исполняющим свои обязанности, и это вызывает у вас сильный стресс. Если член вашей команды не работает так, как вы от него ожидали, не стоит немедленно от него или от нее избавляться. В Virgin, если сотрудник плохо проявил себя в одной области, я стараюсь дать ему возможность попробовать себя на другом месте.
Увольнение людей не должно стоять на первом месте в вашем списке возможных решений. В некоторых случаях, когда единственный выбор – это отпустить человека на свободу, подготовьтесь к разговору с ним, подготовьте конструктивные ответы на вопросы, почему у вас с ним не сложились отношения и чего ему следует добиваться. Это поможет облегчить процесс для вас обоих.
Я согласен с тем, что быть сильной личностью – это большое подспорье, когда открываешь свой бизнес. Равно как вера в поставленную цель и готовность ее добиваться. Но умение слушать других людей и делегировать полномочия также являются ключевыми навыками, которые следует добавить к списку необходимых качеств.
Часто бывает трудно справиться со своим разочарованием, когда имеешь дело с другими людьми. Делегируя полномочия одному из членов своей команды, вы получаете еще одну пару глаз и часто свежий взгляд на проблему, который позволяет оценить ее с другой точки зрения.
Один из основных уроков, который я усвоил с годами, заключается в том, что надо окружить себя командой хороших менеджеров, которые дополняли бы меня и гарантировали, что мы обладаем разносторонним набором навыков, необходимых, чтобы бизнес стал успешным. Наши топ-менеджеры в Virgin Group и таких компаниях, как Active, America, Atlantic, Trains и Money, сумели создать крепкие фирмы, добавив свои личные качества и навыки к корпоративной культуре Virgin, которую я помог основать.
Что касается переговоров, то ключевое значение здесь имеет умение оставаться спокойным и собранным. Если вы начинаете злиться, вдохните поглубже, подумайте о том, что не следует воспринимать все как личное оскорбление, и даже сделайте шаг назад. Полагайтесь на других, чтобы выбраться из сложной ситуации. Работа в команде часто может принести успех.
Вы можете вести успешные переговоры, не прибегая к агрессии. Определитесь, чего вы хотите добиться и какими рычагами для достижения своих целей вы располагаете. То, что вам нужно, – это меньше агрессивности и больше решимости.
Часто после трудных переговоров я люблю пойти куда-нибудь, пропустить стаканчик-другой и сбросить накопившееся напряжение! У вас может с утра болеть голова, но, полагаясь на свою команду и советуясь с ней, вы сможете рассмотреть проблему в широкой перспективе и объективно оценить ситуацию.
Нам, предпринимателям, приходится принимать трудные решения. Вы спросите, нужно ли для этого быть безжалостным. Я не считаю себя безжалостным (хотя некоторые люди, которые на самом деле меня не знают и никогда со мной не встречались, изображают меня именно таким!). По правде говоря, быть безжалостным контрпродуктивно. Люди возвращаются к вам и ведут с вами дела, если они чувствуют, что им с вами комфортно. Такой настрой долгие годы помогал мне привлекать и удерживать хороших партнеров и работников.
На протяжении 40-летней карьеры в бизнесе мне пригодилось умение выслушивать людей и соглашаться с ними, если их предложения лучше моих собственных. Гордыня никогда не мешает мне признать свою неправоту или начать действовать, если чьи-то предложения лучше.
Моя последняя рекомендация: не забывайте развлекаться. Нет смысла заниматься бизнесом, если это не приносит радости. Развлекайтесь вместе со своей командой, вашими поставщиками и представителями компаний, с которыми вы работаете. Гораздо лучше добиться взаимопонимания, чем вести постоянную войну. Не принимайте все на свой счет. Расслабляйтесь время от времени. И не забывайте развлекаться. Посмотрите на меня – эта философия хорошо служит мне уже 40 лет!