Фото Reuters.
Меня часто спрашивают, не узнал ли я на протяжении своей карьеры некий секрет или хотя бы четкий ответ на вопрос о том, как успешно развивать свое дело.
Поэтому я потратил какое-то время, чтобы обдумать, что характерно для успешных проектов Virgin и главное, что пошло не так в случаях, когда мы потерпели неудачу. Проанализировав 40 лет своей карьеры в бизнесе, я сформулировал пять «секретов».
Получайте удовольствие от того, чем вы занимаетесь
Поскольку открытие своего дела предполагает много тяжелого труда и занимает массу времени, будет лучше, если вы будете получать от этого удовольствие. Когда я начал создавать Virgin в квартире, которая располагалась в подвале дома на западе Лондона, я не планировал строить бизнес-империю. Я хотел создать такой бизнес, которым мне бы нравилось заниматься и который позволял бы при этом оплачивать счета.
У меня не было никакого великого плана или стратегии. Само название компании было придумано походя. Как-то вечером мы с друзьями выпивали и решили назвать нашу фирму Virgin, поскольку все мы были новичками в бизнесе. Имя прижилось.
Создать свой бизнес для меня означает делать то, чем можно гордиться, собирать вместе талантливых людей и создавать что-то, что изменит жизнь других людей к лучшему.
Бизнесмен (или бизнес-леди) похож на художника. Когда вы только создаете компанию, у вас есть только чистый холст и вам предстоит заполнить его. Точно так же, как хорошему художнику нужно перенести каждую деталь прямо на его холст, бизнесмену нужно позаботиться о каждой мелочи, чтобы добиться успеха, когда он впервые берется за дело. Однако в отличие от картины бизнес невозможно завершить. Он постоянно развивается.
Если деловой человек ставит задачу изменить жизнь других людей и добивается этого, то он или она смогут оплачивать свои счета и будут иметь процветающий бизнес, приносящий доход.
Создайте нечто выдающееся
Не важно, производите ли вы продукт, услугу или создаете бренд, в современном мире нелегко создать компанию, выжить и добиться процветания. В действительности в наше время нужно сделать что-то радикально новое, чтобы вас заметили.
Взгляните на самые успешные бизнес-проекты последних 20 лет. Microsoft, Google или Apple встряхнули свою отрасль, делая то, что раньше никто не делал, или же благодаря постоянному внедрению инноваций. Они сейчас в числе лидеров рынка.
Создайте что-то, чем будет гордиться каждый ваш работник.
Компании, как правило, представляют собой группу людей, и именно люди – ваш главный актив.
Будьте хорошим лидером
Как лидер вы должны уметь выслушивать людей. Вы должны иметь собственное мнение, но нет смысла навязывать свои взгляды другим без обсуждения проблемы. Ни у кого нет монополии на хорошие идеи и хорошие советы.
Шевелитесь, слушайте людей, расспрашивайте людей и учитесь у них. Как лидеру вам также придется научиться исключительно умело хвалить людей. Никогда не критикуйте людей открыто, никогда не выходите из себя и всегда щедро хвалите своих коллег за хорошо выполненную работу. Люди расцветают, когда их хвалят. Обычно им не нужно указывать на ошибки, потому что в большинстве случаев они и так знают, что допустили их. Если кто-то не справляется, не выкидывайте его или ее автоматически за дверь. Компания должна быть настоящей семьей. Так что выясните сперва, нет ли для этого человека более подходящей работы в рамках вашей компании. В большинстве случаев вы найдете что-то для любого типа личности.
Будьте на виду
Хороший лидер не сидит все время за письменным столом. Я никогда не работал в офисе – я всегда работал из дома, но я выхожу оттуда, чтобы встречаться с людьми. Кажется, что я все время путешествую, но я всегда держу в заднем кармане записную книжку, чтобы записывать вопросы, проблемы или хорошие идеи.
Если я нахожусь на борту самолета Virgin Atlantic, я обязательно общаюсь с персоналом и пассажирами. Если вы встречаетесь с экипажем Virgin Atlantic, вы услышите по меньшей мере 10 предложений или идей. Если их не записать, то на следующий день я смогу вспомнить только одно из них. Записывая их, я помню все 10. Идите и пожимайте руки пассажирам, и вновь вы встретите людей, которые укажут вам на проблему или предложат идею. Запишите это, убедитесь, что вам известны их имена и адреса электронной почты, и проследите, чтобы на следующий день они получили ответ.
Естественно, я стараюсь следить за тем, чтобы мы назначали исполнительных директоров, которые придерживаются той же философии. Таким образом, нам удается руководить большой группой компаний точно так же, как мелкий бизнесмен руководит семейной фирмой, и в итоге она остается столь дружелюбной и отзывчивой на пожелания клиентов.
Когда вы создаете свой бизнес с нуля, ключевое слово для вас на долгие годы – «выживание». Выжить очень трудно. В самом начале у вас нет времени или энергии, чтобы заботиться еще и о спасении мира. Вам нужно бороться, чтобы вы могли присматривать за своим банковским менеджером и платить по счетам. Если говорить буквально, то вы должны сконцентрироваться на выживании.
Если вам не удастся выжить, просто помните, что большинство молодых компаний терпят неудачу, а неудачи дают самый ценный опыт. Нельзя слишком падать духом. Просто вставайте и пытайтесь снова!