В конце июня я попала на защиту дипломных проектов на факультете ХТОПП в Московском государственном университете печати. Обещали мультимедийные дипломы, поэтому идти не хотелось. Книга на компакт-диске? Как-то я с сомнением относилась к этой идее. Ну, да. Дешево, удобно тиражировать, можно в домашних условиях делать копии и дарить друзьям и знакомым. Но, даже если поверить слухам о том, что на Франкфуртской книжной ярмарке на второй день весь пол был усеян не бумагой, а компакт-дисками, какой смысл тупо переносить текст с бумаги на CD? Говорят, с экрана читать не так удобно, как с бумаги. И вообще все эти энциклопедии, детские сказки и что там еще - все довольно убогонько и серо (в смысле идеи и дизайна, а не цветов на экране монитора). Идти не хотелось, но пошла и не пожалела. Увидела много интересного. Но перевернули мои представления о мультимедийных книгах два дипломных проекта: диск Александры Деминой по книге Петера Йенни (Peter Jenny) "Bild Konzepte" и проект Льва Мазина "Мастерская Александра Ливанова".
"Bild Konzepte" - что-то вроде учебника по визуальному восприятию, помогающего разобраться в падающей на нас лавине изображений в эпоху, когда каждый второй таскает на себе сотовый телефон, а каждый третий - цифровой фотоаппарат. Автор показывает, что человеческое зрение не столько оптическая система глаза, сколько работа мозга. В результате - то, что мы видим, не объективный образ реальности, возникающий на сетчатке, а сочетание содержимого нашей памяти, стереотипов и оптических иллюзий. Нас очень легко обмануть, мы часто видим не то, что нам показывают, а то, что мы хотим увидеть. Оказывается, разрушить обман и проиллюстрировать идеи автора гораздо проще и нагляднее не с помощью серии изображений на бумаге, как это сделано в оригинале, а используя возможности мультимедиа. Так, например, стрелки на нескольких циферблатах действительно двигаются, образуя меняющиеся ритмические структуры. Тумблеры следят за курсором, поворачиваясь, как частицы металла в перемещающемся магнитном поле. Читатель сам может воздействовать на иллюстрации, добавляя или убирая части изображений, с удивлением убеждаясь, что это не реальные пейзажи, а синтезированные изображения, части которых сфотографированы в разных местах в разное время. Можно покрутить на экране кубик с нанесенными на его грани панорамными снимками и рассмотреть его с разных сторон. В оригинале пришлось бы резать страницы, склеивать из разверток кубы и после разглядывания выбрасывать.
Александра позаботилась не только об эффектном и адекватном переложении книги с бумаги на экран монитора, но и об обратном процессе. Текст книги помещен на диск дважды. Первый вариант адаптирован для чтения с экрана, второй - для бумаги. Не хотите читать с монитора - печатайте и читайте так, как вам удобно! Замечательно, что электронный вариант книги не только остроумно придуман, но и отлично оформлен. Ярко, вкусно, с продуманной и ясной системой навигации.
Мастерская Александра Ливанова задумана и сделана Львом Мазиным совершенно по-другому. У проекта нет и не могло быть бумажного прототипа, поскольку он наполнен просто гигантским количеством видеофрагментов, рассказами Александра Андреевича Ливанова и его коллег. Получились одновременно и каталог работ художника, и компьютерная игра-бродилка по его мастерской. Мастерская, откликаясь на движения руки зрителя, оживает, поворачивается, подставляя под курсор то один предмет, то другой. Предметы отзываются голосом Ливанова, за одним оказывается живопись, за другим - книжные обложки, за третьим - история, рассказанная Ливановым, или видео, воспроизводящее процесс создания рисунка. Возникает ощущение близкого знакомства с художником, давней дружбы. Иначе как бы вам разрешили ходить по мастерской, заглядывать во все углы, перебирать работы? Не представляю, как такой интонации можно было бы добиться на бумаге.
Впрочем, издание только притворяется симпатичной игрушкой. У него есть и другое лицо. Когда читателю необходимо быстро найти тот или иной раздел каталога, не бродя по мастерской, ему надо просто воспользоваться выходной дверью, чтобы попасть в привычное книжное оглавление.
Будь у меня компьютер, я бы тут же выпросила у студентов копии их проектов. Жаль, что пираты вместе с контрафактными софтом и шрифтами не продают по дешевке ворованных компьютеров.
Похоже, дипломные работы понравились не только мне. Подводя итоги защиты, замечательный художник Борис Трофимов, выступавший в этот день в роли председателя государственной аттестационной комиссии, с одобрением отозвался об увиденном, заметив, что именно выпускникам Полиграфа, овладевшим традиционной книжной культурой, и стоит заниматься книгой электронной.
"А как вам удается всему этому научить студентов?" - спросила я одного из руководителей дипломных проектов. - "Да они сами научаются".