Булат Окуджава. Надежды маленький оркестрик; Булат Окуджава. Под управлением любви; Булат Окуджава. Искусство кройки и житья; Булат Окуджава. Капризы фортуны; Булат Окуджава. Похождения Шипова, или Старинный водевиль. - Екатеринбург: У-Фактория, 2001. Художник Галина Ваншенкина.
Аксиома современного книгоиздания: книга издается для того, чтобы ее купили. Соответственно, ее внешнее оформление должно служить призывом к покупателю. Огромные шрифты заголовков, пугающие фотоколлажи, царапающие глаз сдвиги изображения и сияющий глянец изобретаются издателями для того, чтобы книга смогла перекричать своих соседей по витрине.
Но в момент передачи денег покупатель книги становится ее обладателем, и с этого момента он издателя уже не волнует. Обладателю самому предстоит решать, как ему уберечь свои глаза от зайчиков, отбрасываемых глянцевым переплетом, или чем заслонить на книжной полке корешок с натуралистической фотографией голого зада.
Издательство "У-Фактория" пошло на совершенно удивительный шаг: начало выпуск серии книг не для покупателей, а для читателей.
Впрочем, если подумать, другого выхода у них не было. Не затевать же на обложках новомодный крик и шум, не вопить придурочным компьютерным голосом - у нас, мол, свежий Окуджава, ни у кого такого нет! Смешно было бы; но не менее смешно выглядели бы и попытки добавить тихому окуджавскому тенорочку солидных баритональных интонаций, нарядить его в классический костюм собрания сочинений, псевдокожаный с фольговыми шевронами. Трогательные же ситцевые переплеты новой серии как будто бы и не претендуют на то, чтобы быть замеченными в толпе конкурентов. Такую смешную, почти домашнего шитья книжечку купит только тот, кому этого действительно захочется, - но зато дома она непременно сама выберет себе место, уютно устроится на нем среди мелочей и подробностей человеческого жилья, и непременно же в нужный момент сама подвернется теплым корешком под хозяйскую руку.
Эту заданную самим автором интонацию игрушечности, разговора негромко и не всерьез о вещах вечных и абсолютных, художница Галина Ваншенкина нашла для книг Окуджавы еще несколько лет назад (см. рецензию "Картинки про песенки", "EL-НГ" от 25.05.2000). Но в новое издание она это решение не переносит механически: она затевает целое исследование, выстраивает сложную систему рисования пустяков и несерьезностей - от милых мелочей, птичек и мышек на ярлычках переплетов, до тончайших исторических игр, стилизаций наивного альбомного рисования, виньеток и почеркушек позапрошлого века в иллюстрациях к исторической прозе. И таким же игрушечным человечком рисует она и автора: точка-точка-два крючочка, бумажный, на тонких ножках солдатик - совсем как в его собственных, о самом себе написанных песенках.
А что касается коммерческого и некоммерческого подхода к внешнему оформлению изданий, с которого мы начали наш разговор, то попробуйте-ка найти екатеринбургские издания Окуджавы в вашем любимом книжном магазине...