Со 2 по 6 апреля в Центральном Доме художника проходила очередная ежегодная выставка "Дизайн и реклама", на первый взгляд никакого отношения к сфере интересов полосы "Искусство книги" не имеющая.
А после второго взгляда мне стало очень грустно - именно потому, что на выставке было очень весело. Всем дарили календари, всех угощали пряниками, по залам летали красные бумажные аэропланчики, малиновый плюшевый тигр приставал с комплиментами, а знакомый по литературным кругам молодой человек настойчиво предлагал застрелить из настоящего ружья то ли Милую Милу, то ли Бабушку, Имеющую Домик В Деревне. И в той же интонации веселого безобразия участники выставки представляли свою продукцию - все рекламное, а в первую очередь все печатное, что только бывает на свете, так же смешно, весело и интересно сделанное. Почти все. Кроме книги.
Собственно, были там даже и книги, но только такие, которые называются не книгами, а как-нибудь иначе - каталогами, проспектами или даже просто журналами. Видимо, именно эта разница в названии и давала им право быть такими яркими и заманчивыми, такими непохожими друг на друга, так остроумно придуманными и точно сделанными. Не только все новейшие полиграфические технологии, но и все технологии творческие использовались там в полную силу; все - от стенда до плаката, от надписи до того самого аэропланчика - было придумано людьми, которые любят придумывать и знают, как это делается. Нет никакой разумной причины, по которой они не могли бы придумать такие же замечательные книжки - кроме той, что никто им этого не предлагает. Они могли бы использовать в книге такую же игру масштабов, как на своих плакатах или визитных карточках, потому что для книги это точно так же естественно. Могли бы устроить в ней такие же цветовые безумства, потому что никто, собственно, не доказал, что в книге этого делать нельзя. Могли бы, я уверена, заставить книгу летать, жужжать или светиться, найдись среди издателей хоть один, которому бы этого захотелось.
Вот, собственно, и все. Остальное мы с вами увидим на очередной книжной ярмарке. Летать и светиться там ничего не будет, так же, как посетители не будут стрелять в Гарри Поттера, а издатели не будут мешками покупать новые шрифты или какие-нибудь удивительные прозрачные переплетные материалы. Они будут продавать неотличимые друг от друга книжки. А мы будем их покупать.