Сергей Серов. Мои дизайнеры. - М.: Линия График, 2002, 398 с.
НЕДАВНО мне пришлось - по совершенно другому поводу - быть участником спора о том, стоит ли журналистам издавать сборники своих ранее вышедших публикаций. Толковых аргументов в пользу такого издания ни у кого не нашлось. И вот вам, пожалуйста.
Сергей Серов, руководитель Высшей академической школы графического дизайна (см. интервью в "EL-НГ" от 26.4.2001 г.), широко известный в профессиональных кругах как пропагандист, организатор и вообще фанатик всего, имеющего отношение к графическим искусствам, выпускает книгу текстов, написанных им за последние двадцать лет: опубликованных и неопубликованных, популярных и узкоспециальных, отчетов и интервью, теоретических статей и внутренних рецензий, отрывков из каких-то гораздо более общих текстов, оглавлений журнала "Союз Дизайнеров" и характеристик на соискателей членства этого самого Союза.
Более того. Книга, посвященная графическому дизайну, самым наглым и вызывающим образом издана без единой иллюстрации или, по заявлению самого автора, "имеет расширение txt.only". Таким образом, мы лишены даже шанса получить в свое распоряжение красивенький альбомчик со всякими смешными штучками, которые эти графические дизайнеры иногда выдумывают для своего внутреннего употребления и которые, по слухам, бывают гораздо привлекательнее того, что они потом предлагают нам с вами в качестве книжных обложек, рекламных плакатов и этикеток.
Одним словом, не книга, а издевательство.
Совершенно замечательная книга. Теперь, когда она уже вышла, просто непонятно, как мы могли без нее обходиться.
Конечно, прежде всего эти публикации имеют ценность историческую. Сумасшедшая художественная жизнь 1980-х - 1990-х годов здесь предстает не в виде стройной, теоретически обоснованной системы, растерявшей в процессе систематизации три четверти фактов и подробностей, а именно во всем своем сумасшествии, столь драгоценном для будущих исследователей: с драмами и скандалами, с позабытыми героями, преодолевавшими столь же позабытые трудности, с восторгами первооткрывателей того, что через двадцать лет становилось само собой разумеющимся, с яростными спорами о том, в чем нынче и сомневаться неприлично. Но не меньшую ценность эта картина представляет и для современников: разобщенные, рассаженные по издательствам и дизайн-бюро художники часто вообще не имеют представления о существовании высшего уровня их профессиональной среды, обо всем, что шуршит, жужжит и шевелится, организуя выставки и конкурсы, школы и симпозиумы, вытаскивая само понятие графического дизайна из рамок примитивной схемы "заказчик-компьютер-гонорар", возводя его на его законный уровень высокого искусства.
Разумеется, это еще и весьма поучительное чтение для новейшего поколения - не только для студентов ВАШГД, для которых эта книга, по-видимому, должна теперь стать базовым учебником по носящему восхитительное название "Проектная концептуалистика" курсу самого Сергея Серова, но и для студентов всех художественных специальностей. Не могу себе представить, где еще они могли бы получить такое полное представление о мелочах и тонкостях ремесла, о его подводных камнях и обо всех хитрых ловушках, расставляемых современным обществом на пути художника - от полного забвения до международного признания, от новейших полиграфических технологий до самых модных эстетических направлений. И уж совершенно бесценными окажутся для студентов - а еще больше, пожалуй, для абитуриентов - тексты, посвященные самим студентам. Интервью газетам - в том числе и нашей, - статьи для профессиональных журналов, даже рецензии на дипломные проекты дадут им совершенно уникальную, ни в какие учебные программы не включенную информацию: о характерах преподавателей ("Андрей Логвин вообще любит устраивать своим студентам маленькие сюрпризы..."), о методах выполнения курсовых заданий ("Студентка Лиза Мамонтова для своей книжки "Месяц без проездного" мужественно собирала квитанции о штрафе на всех видах городского транспорта") - и, самое главное, о задачах обучения, о тех задачах, которые господа преподаватели ставят не только им, но и самим себе.
И наконец, эта книга является незаменимым справочником. Конечно, в первую очередь это касается раздела "Персоналии", где можно найти самую разную информацию о самых разных же художниках - и о молодых, и об уже покойных, и о процветающих, и о почти забытых. Но, пожалуй, еще более ценный материал содержит второй раздел книги. Очевидно, что собранные здесь бесконечные списки участников, членов жюри и победителей конкурсов, перечни иллюстраций выставочных каталогов и оглавления дизайнерских журналов когда-нибудь еще обязательно будут востребованы, но разыскивать все эти материалы по архивам и библиотекам было бы, мягко говоря, громоздкой задачей - да и многие ли архивы хранят буклеты и каталоги? Согласимся, что собрать их под одной обложкой и под собственным именем было не только мудрым, но и очень ответственным решением.
Что же касается дизайна самого издания, то в нем Сергей Серов проявил себя человеком абсолютно последовательным. Заявив свою книгу как принципиально текстовую, он и на обложку, конечно, не мог поместить никакой картинки. Поэтому в качестве серенького фактурного фона на ней использованы мелко - шестым кеглем, кажется - набранные фамилии всех персон и названия всех журналов, издательств и дизайнерских групп, упомянутых в книге: право, сложно было бы придумать лучший способ так буквально проиллюстрировать ее название.