0
1220
Газета Искусство книги Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Книга, объект, бокс…

Тэги: узефеефикация, культура


УЗЕЕФИКАЦИЯ любого явления искусства традиционна для старой европейской культуры. Именно этим определяется отношение исследователей и артрынка к новым материалам и формам. За последние тридцать лет иллюстрированные издания, книжный объект и другие жанры, использующие книжную форму, стали самостоятельным объектом изучения и коллекционирования и обозначаются ныне понятием "Книга художника". Однако в России положение этого жанра зыбко и неопределенно. Такая неопределенность связана с многообразием языка, материалов и форм, в которых существует книга художника. Блуждая по музейным хранилищам, она пытается найти свое место. В отечественных музеях книга художника хранится, скорее, по техникам исполнения, чем по видам: компьютерная печать и фото претендуют на хранение в отделе новейших течений; традиционные офорт, литография, линогравюра и т.д. - в отделе печатной графики; объект из металла, дерева или камня - в отделе скульптуры.

Для западных собирателей и искусствоведов современная библиофильская книга, книга художника, книжный объект - понятия привычные и рабочие. Возможность увидеть в книге не только произведение графики или полиграфии, но самостоятельную пластическую форму позволила выделить ее в особый вид искусства, а посему и относиться к нему как к самостоятельному направлению. Первая попытка осмысления жанра была предпринята в 1960 году благодаря выставке "The Artist & The Book 1860-1960 in Western Europe and the United States" в Музее изобразительных искусств Бостона. Буква "и" между словами "художник" и "книга" в названии еще многие годы будет вносить полемику в определение жанра, где книга может существовать в рамках как иллюстрированного издания, так и книжного объекта. Затем в Европе и Америке прошли другие выставки, обращавшиеся к разным аспектам "книги художника". К самым главным из них можно отнести: "Dokumenta VI" Кассель, 1977, где были показаны издания Й.Бойса, Дж.Дайна, Р.Пенка, А.Кифера и др.; "Papiergesange. Buchkunst im zwanzigsten Jahrhundert" Bayerische Staatsbibliothek, Munchen, 1992; "A Century of Artist"s Books", The Museum of Modern Art, New York, 1994. В двадцатом столетии художники постоянно обращались к слову как к графическому образу. Выставка "Lettres et Chiffres. Schrift im Bild", Galerie Beyeler, Базель, 1980, рассматривала слово как вербальный и пластический знак, реализованный в различных материалах - от станковой живописи до скульптуры.

Рамки жанра "Книги художника", включающей в себя разные виды - от самиздата до объекта, сегодня определяются несколькими критериями. Главным из них является то, что она прежде всего - произведение визуального искусства. Ее трудно упрекнуть в скромности, практичности, дешевизне, необходимости для зрителя или читателя, она всегда создается вопреки, и только сам художник в отдельно взятом случае думает о потенциальном потребителе, выставочном пространстве, музее и библиотеке. В эпоху артбизнеса "Книга художника" также востребована, коммерчески оправдана, актуальна и в тоже время маргинальна, как и любое другое искусство. Одним словом, с такой книгой все становится яснее, если воспринимать ее как один из видов визуального искусства и, во всяком случае, не просто книгой. Такой путь в развитии "Книги художника" наметился после 1960-х годов, когда, с одной стороны, издатели потеряли прежний интерес к малотиражным дорогим оригинальным изданиям, а с другой - появились новые простые печатные технологии, позволившие художнику самому стать издателем. Ощутимый удар по традиционному отношению к книге нанесли художники поп-арта в 1960-е годы, активно включив ее в свой арсенал. Именно они из книги сделали объект искусства, перемешав слова, изображения и предметы в едином образе - ящике, назвав его боксом. Сегодня самое легендарное издание художников поп-арта, в котором приняли участие Энди Уорхол, Джеймс Розенквист, Сэм Френсис, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург и др. - "1с LIFE" (1964) стало хрестоматийным.

Место и время рождения русской книги художника известны. Первая выставка прошла в зале эстампов Российской национальной библиотеки в 1990 году. За эти годы состоялся ряд выставок не только в России, но и за рубежом. Спустя десять лет разговор о терминологии и дефиниции жанра на первый взгляд может показаться наивным и неактуальным. Попытку определить книгу художника как самостоятельный жанр предпринимали не раз. В начале 1990-х годов, когда проходили первые выставки, неоднократно возникала полемика вокруг понятия "книга художника". Художники своими работами пытались осознать и расширить границы жанра. Иллюстрированные издания, визуальная поэзия, литературный и художественный самиздат, авторская, рукодельная, экспериментальная, библиофильская книга и книжный объект - все они являются самостоятельными видами и в то же время могут быть "книгой художника". И тем не менее именно это сложное бытование книги художника в современном искусстве вносит хаос в представление этого жанра в музейных собраниях и затрудняет систематическое коллекционирование таких книг как единой формы, не рассеивая их по разным, специализированным хранениям. Отсутствие особых фондов или отделов в музеях не только ведет к невозможности систематически собирать русскую книгу художника, но и закрепляет за ней статус исключительно экспортного художественного товара, если оперировать терминами артрынка. Думаю, что такие зарубежные собрания как Баварская, Саксонская, Британская, Берлинская государственные библиотеки и Берлинский кабинет эстампов могут поспорить с отечественными музеями как качеством, так и объемом собраний русских книг такого рода.

Проблемам бытования книги художника в государственных собраниях был посвящен круглый стол, проходивший в Государственном Русском музее в июне 1999 года. Эта акция еще раз выявила случайный и некомплексный взгляд на проблему. Так, авторские издания группы "Митьки" с их собственным текстами, напечатанные большими тиражами, многие склонны включать в рамки того же жанра. Зачастую это обычная книга или автомонография, носящая пропагандистский или манифестационный характер, чем-то близкий культуре и политике русских футуристов 1910-х годов. Нередко к "книге художника" относят современную библиофильскую продукцию или малотиражные издания. В отделах графики крупнейших музеев не определено отношение к машинным способам печати, в которых сегодня активно работают художники.

Итогом дискуссии стало решение о проведении выставки русской книги художника в XX веке с большим ретроспективным разделом. Возможно, эта выставка позволит не только проследить путь эксперимента в книжной форме, но и определить позицию искусствоведов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1381
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
876
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
620
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
863

Другие новости