0
1510
Газета Искусство книги Интернет-версия

22.11.2001 00:00:00

Сублимация жажды книги

Тэги: тишков, художник, книга


-ПО СТАРОЙ памяти я тебя все-таки воспринимаю как художника книги, но понимаю, что от этого жанра ты ушел уже довольно далеко. Или все-таки не совсем ушел? Почему так вышло?

- Во-первых, я по образованию вообще не художник. Я врач-терапевт, я закончил Первый московский медицинский институт. Я раньше карикатуры рисовал. И потом с этими карикатурами, с рисуночками своими попал в издательство "Искусство". Там работала художественным редактором Лия Орлова, и вокруг нее существовал целый легион настоящих художников: Сергей Бархин, Андрей Костин, Саша Кузькин. У нее я сделал первую книжку - португальскую драму в 1984 году. Она эти книжки через цензуру так проводила: чтобы подписать у главного художника мои картиночки, она сначала имитировала на них подпись литературного редактора, потом несла главному и говорила: "А вот Роза Семеновна уже подписала". - "Неужели? Значит, она согласна?" - и тоже подписывал скрепя сердце. Главный сидел за пустым зеленым столом, в пустом кабинете, вокруг пустота. Он говорил: "Этот Тишков рисует так, как инвалиды рисуют картиночки, которые они продают в электричках". А после этого, когда Аркадий Товиевич Троянкер стал главным художником издательства "Книга", они с художественным редактором Гришей Бернштейном рискнули дать мне сделать иллюстрации к книге из их тогдашней малоформатной серии. На выбор: "Корабль дураков" или "Войну с саламандрами". Я выбрал Чапека.

- "Саламандр" я прекрасно помню, тогда это была сенсация - твои картинки.

- Потом я еще много в "Книге" работал. Вместе с моим соавтором Николаем Козловым сделал "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", нарисовал всего Козьму Пруткова. Сейчас уже ясно, что это было чрезвычайно интересное явление, издательство "Книга". Вся малоформатная серия, все, что в ней делали художники - Костин, Бархин, Ващенко, Юлий Перевезенцев, Игорь Макаревич, - совершенно уникально. И фотоиллюстрации к художественной литературе в то время впервые там же появились - Янкилевского, Володи Куприянова, Олега Смирнова. И вообще все, что они тогда создали, все их книги о книгах - это все, конечно, прямо в историю искусств. И еще, ведь все эти книжки типографски очень хорошо выглядят. Там об этом заботились. Когда я делал книжку, то ездил сам в типографию, общался даже с ретушером. Увидел, как книги делаются, увидел процесс. Это был мой институт, я дальше мог уже этими знаниями пользоваться. Это на уровне технологии; а идеологический подход какой был? Когда возникла идея издать книгу поэм Пушкина, где каждый художник должен был иллюстрировать одну поэму, то организовали выездную сессию. Мы все поехали в Прибалтику, и туда по просьбе издательства приехал Юрий Михайлович Лотман, и мы с ним беседовали, задавали ему вопросы, он нам читал блестящие лекции - всего для 15 человек, и все это для того, чтобы проиллюстрировать Пушкина. Уже кто-то начал, кто-то что-то сделал; у меня тоже есть рисунки, наброски - я "Домик в Коломне" должен был делать, - а потом сразу крах произошел, сменилось руководство, Троянкера как-то вытеснили, и все художники сразу ушли. Не та атмосфера стала. А мне уже понравилось, я хотел и дальше книжки делать. Но уже самостоятельно. Сам стал сочинять, писать, рисовать, издавать... Первую книжку, "Даблоиды", я издал в своем "Даблусе" вместе с "ИМА-Пресс" в 1989 году. Это была сублимация жажды книги. Тогда же и все мои альбомы нарисованы, которые сейчас в Третьяковской галерее, - и "Стомаки", и "Живущие в хоботе". То есть это не то, что меня издатели перестали замечать - я сам от этого отошел. Я за эти десять лет проиллюстрировал только одну книгу, "Охота на Снарка", по просьбе переводчика, поэта Григория Кружкова.

- Всего одну?

- Пробовал иллюстрировать детские книжки. Моей жены, Марины Москвиной. Но ничего не доходило до типографии. Рисунки-то у меня косые-кривые. И вот недавно для ее же взрослой книжки в "У-Фактории" нарисовал несколько картинок. Иллюстрировал Юрия Коваля в журнале "Пионер"- по просьбе его самого. Но в целом я рисую просто так. Вот у меня есть готовая книжка, неизданная - Николая Макаровича Олейникова. Сергей Стулов делал макет. Мне Олейников вообще очень близок по медицинским показаниям, он такой веселый вивисектор, у него такой чудный черный юмор - и небо, и земля, и физиология, и высокая поэзия. Вот эта книжка уже восемь лет лежит у меня под столом.

- А предлагал куда-нибудь?

- Предлагал, хотя, наверное, не проявил должного рвения. Но я и не видел достойного издательства. Такого, чтобы меня удивило. Такого, как когда-то была "Книга". Ведь тогда все рассыпалось из-за того, что главный идеолог Аркадий Троянкер ушел из книги. Он ведь столько людей вокруг себя собрал, такое дело создал, а без него все затонуло. И сейчас издательство "Книга", как "Титаник", лежит на дне, и внутри полно драгоценностей. Надо их доставать. Художники-то остались, правда, не все, но теперь ведь еще существуют художники, которые учились на тех художниках. Но пока не будет такой же смычки художника и издателя, будут только раритетные художественные издания, вот вроде моих. Или вот как Юлий Перевезенцев сделал "Медного всадника" - это все-таки не книга, это альбом иллюстраций. А то, что издательства выпускают, - выглядит иногда странно. Вот сейчас издательский дом "Коммерсант" издал книгу моего друга и коллеги Андрея Бильжо. Шикарную книгу, все в ней по высшему разряду. Так вот у нее две суперобложки. Абсолютно одинаковые, только разного цвета. Ну, если мы видим человека, который надел две рубашки, то я как врач могу сказать, что у этого человека голова не в порядке.

- Но с такими вещами должен справляться любой мало-мальски грамотный художественный редактор.

- Ах, давно я уже не видел живого художественного редактора! Ведь это должен быть человек, который понимает. Который чувствует книгу, который сам что-то делает. Когда-то были такие. Андрей Логвин, вот тот самый знаменитый дизайнер - мы же с ним мою книгу делали в "ИМА-Пресс". А теперь они книгу вообще отставили, занимаются плакатом. Чудесный был художественный редактор Женя Поликашин, так он теперь сам книги делает. Все ушли в художники. А ведь настоящий художественный редактор - он даже больше знает и умеет, чем сам художник. Потому что он - режиссер, а художник - это актер, которому еще нужно сказать: встань туда, встань сюда, здесь ты лучше смотришься, здесь мы на тебя софиты направим... А новые издатели, они думают: зачем мы будем держать для этого специального человека, когда и так все понятно? Поярче да поконтрастнее, и достаточно. Так что теперь художественный редактор - это не тот, кто все придумывает и организовывает, а просто человек, который может на компьютере буковки собрать и счет оформить. Но я все-таки надеюсь, что этот институт художественных редакторов должен возродиться. И вот тогда начнется иллюстрационный бум, тогда будет сразу ясно, кто художник, а кто - нет, кто деньги на старость копил, а кто искусством занимался. И я хочу этого бума, я хочу в нем поучаствовать. Чтобы художник был на одном уровне с писателем, тогда это будет действительно книжка. Это будет иметь отношение к искусству. А вот это - как ее слепить, как сделать - это мне малоинтересно. Я врач, мне интересно, будет жить больной или нет, а в какой его потом костюмчик одеть - это дело не мое. Мне хочется заниматься тем, что интересно: придумывать игрушки, рассказывать про эти игрушки истории, книжки сочинять, рисовать картинки... Вот скоро мы будем на ярмарке "Nonfiction" показывать мультимедийный проект.

- Почему он мультимедийный?

- Это будут книжки, а в книжках - видеокассета или компьютерный диск. И "книга художника", и мультимедиа. Это будет антология проекта "Поднебесная". Это "Картины ветра" и "Cущества воздуха", которые создавались в течение трех лет с моими друзьями-художниками у меня здесь, на крыше. Понимаешь, то, о чем ты спрашиваешь, книга в традиционном виде, меня, конечно, тоже интересует, но вообще меня интересует все.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2324
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1536
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1166

Другие новости