0
488
Газета Искусство книги Интернет-версия

16.08.2001 00:00:00

То, что ты хочешь


КАНИКУЛЯРНОЕ затишье, отсутствие громких событий в любых областях, включая книгоиздательскую. Выпуск шедевров, очевидно, отложен на осень, и не остается ничего другого, как присмотреться повнимательнее к чему-нибудь уже привычному, обыкновенному, само собой разумеющемуся. К книжным сериям, например.

Давно ли они стали для нас такими привычными? Всего несколько лет прошло - а мы уже и новые полки успели себе завести под зеленые "азбучные" томики, под черные тома "Вагриуса" и под другие бесчисленные и неотличимые друг от друга, как молочные пакеты конкурирующих фирм. И не только классику, а уже и остроактуальную какую-нибудь прозу считаем не иначе, как погонными метрами полосатеньких корешков.

Так же "сам собой" за эти несколько лет выработался и неписаный стандарт художественного оформления. Индивидуально решенные серии - вроде вагриусовского "Женского почерка" с его половинками лиц - остались в прошлом, на стадии экспериментов. Зато многослойные плашки, квадратики и полосочки, ползающие по переплетам, бестолково фрагментированные картинки (в основном классика мировой живописи), нечитаемо мелкие заголовки - все эти ремесленные поделки и неумелые подражания чему-то где-то виденному - от частого повторения приобрели статус чуть ли не целого художественного языка, единственно возможного в оформлении настоящей литературы, - как главное обозначение ее отличия от pulp-fiction.

Возможно, что в этом даже есть некоторая логика. Квадратики-полосочки если и не являют собой жестких модульных конструкций, то хотя бы изображают их - в противовес принципиальной бесструктурности коллажей на обложках ларькового чтива. Мелкие заголовки и куча дополнительных текстов - специально для тех, кто умеет читать не только большие буквы. Кусочки Брейгеля и Магритта могут не иметь никакого отношения к сюжету, зато прекрасно обозначают презрение к пистолетам, лакированным розам и задушенным красоткам. Разумному достаточно, и не беда, что глаз непрофессионала уже не в состоянии отличить "Амфору" от "Азбуки", Хмелевскую от Секацкого, - в любом случае все эти книги изданы для вполне определенного читателя.

Однако создание общего канона акцентирует с неожиданной для издателей силой мелкие различия внутри него - как редкие вспышки гениальности, так и всевозможные "ляпы", допущенные когда по небрежности, а когда и по неграмотности. Избалованный стандартно приличным набором читательский глаз начинает замечать в изданиях "Махаона" страницы, набранные разными кеглями, а в сериях "Азбуки" - неприлично огромные поля. Края целлофанированного переплета (роскошь совсем еще недавнего времени!), оказывается, недопустимо ярко блестят по сравнению с современными матовыми синтетиками, а модные крупные колонцифры отвлекают от чтения... Стандарт, таким образом, оказывается "самоповышающимся", и простое его соблюдение вовсе не гарантирует от неудачи, а иногда приводит и к совершенно удивительным результатам - вроде почти одновременного появления двух абсолютно одинаковых серий женской прозы в двух разных издательствах.

Конечно, тем приятнее обнаруживать в рамках того же стандарта нечто, сделанное на штучном уровне, без скидок на серийность. Достаточно поверхностно относящаяся к подбору картинок "Азбука" неожиданно вместо сомнительных Латуров ставит на переплет книги "Наивно. Супер" фрагмент абстрактной картины, своим жестким ритмом придающий смысл макетному решению не только этой книги, но и всей серии. О том, как индивидуально работает с фотографией издательство "У-Фактория", нам уже приходилось писать, а, судя по новым их сериям (см. колонку "Петит"), тот же индивидуальный подход они стараются применять и к другим своим книгам. Многократно прославленная нами поэтическая серия клуба "Проект ОГИ" вообще построена на идее обязательного индивидуального шрифтового решения каждого выпуска. Существуют, разумеется, и издательства, придумывающие свои серии вне всяких стандартов, вроде брутального "Лимбус-пресса", вечно клетчатого "Симпозиума" или незаметного, но очень тонко работающего со шрифтами и с цветом "Дома Интеллектуальной Книги", однако подражатели добираются уже и до них, формализуя в меру своего понимания чужие находки и ставя их на поток.

Читатель, на первый взгляд, от такого подхода к книгоизданию только выигрывает: книга, пропущенная им в одной серии, рано или поздно появится в другой, точно такой же, да и одинаковые корешки замечательно вписываются в современный интерьер. Но еще через год-другой тот же читатель вообще перестанет воспринимать книги, изданные вне его любимого стандарта. Да и кто тогда станет их издавать?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1508
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1142

Другие новости