КАНИКУЛЯРНОЕ затишье, отсутствие громких событий в любых областях, включая книгоиздательскую. Выпуск шедевров, очевидно, отложен на осень, и не остается ничего другого, как присмотреться повнимательнее к чему-нибудь уже привычному, обыкновенному, само собой разумеющемуся. К книжным сериям, например.
Давно ли они стали для нас такими привычными? Всего несколько лет прошло - а мы уже и новые полки успели себе завести под зеленые "азбучные" томики, под черные тома "Вагриуса" и под другие бесчисленные и неотличимые друг от друга, как молочные пакеты конкурирующих фирм. И не только классику, а уже и остроактуальную какую-нибудь прозу считаем не иначе, как погонными метрами полосатеньких корешков.
Так же "сам собой" за эти несколько лет выработался и неписаный стандарт художественного оформления. Индивидуально решенные серии - вроде вагриусовского "Женского почерка" с его половинками лиц - остались в прошлом, на стадии экспериментов. Зато многослойные плашки, квадратики и полосочки, ползающие по переплетам, бестолково фрагментированные картинки (в основном классика мировой живописи), нечитаемо мелкие заголовки - все эти ремесленные поделки и неумелые подражания чему-то где-то виденному - от частого повторения приобрели статус чуть ли не целого художественного языка, единственно возможного в оформлении настоящей литературы, - как главное обозначение ее отличия от pulp-fiction.
Возможно, что в этом даже есть некоторая логика. Квадратики-полосочки если и не являют собой жестких модульных конструкций, то хотя бы изображают их - в противовес принципиальной бесструктурности коллажей на обложках ларькового чтива. Мелкие заголовки и куча дополнительных текстов - специально для тех, кто умеет читать не только большие буквы. Кусочки Брейгеля и Магритта могут не иметь никакого отношения к сюжету, зато прекрасно обозначают презрение к пистолетам, лакированным розам и задушенным красоткам. Разумному достаточно, и не беда, что глаз непрофессионала уже не в состоянии отличить "Амфору" от "Азбуки", Хмелевскую от Секацкого, - в любом случае все эти книги изданы для вполне определенного читателя.
Однако создание общего канона акцентирует с неожиданной для издателей силой мелкие различия внутри него - как редкие вспышки гениальности, так и всевозможные "ляпы", допущенные когда по небрежности, а когда и по неграмотности. Избалованный стандартно приличным набором читательский глаз начинает замечать в изданиях "Махаона" страницы, набранные разными кеглями, а в сериях "Азбуки" - неприлично огромные поля. Края целлофанированного переплета (роскошь совсем еще недавнего времени!), оказывается, недопустимо ярко блестят по сравнению с современными матовыми синтетиками, а модные крупные колонцифры отвлекают от чтения... Стандарт, таким образом, оказывается "самоповышающимся", и простое его соблюдение вовсе не гарантирует от неудачи, а иногда приводит и к совершенно удивительным результатам - вроде почти одновременного появления двух абсолютно одинаковых серий женской прозы в двух разных издательствах.
Конечно, тем приятнее обнаруживать в рамках того же стандарта нечто, сделанное на штучном уровне, без скидок на серийность. Достаточно поверхностно относящаяся к подбору картинок "Азбука" неожиданно вместо сомнительных Латуров ставит на переплет книги "Наивно. Супер" фрагмент абстрактной картины, своим жестким ритмом придающий смысл макетному решению не только этой книги, но и всей серии. О том, как индивидуально работает с фотографией издательство "У-Фактория", нам уже приходилось писать, а, судя по новым их сериям (см. колонку "Петит"), тот же индивидуальный подход они стараются применять и к другим своим книгам. Многократно прославленная нами поэтическая серия клуба "Проект ОГИ" вообще построена на идее обязательного индивидуального шрифтового решения каждого выпуска. Существуют, разумеется, и издательства, придумывающие свои серии вне всяких стандартов, вроде брутального "Лимбус-пресса", вечно клетчатого "Симпозиума" или незаметного, но очень тонко работающего со шрифтами и с цветом "Дома Интеллектуальной Книги", однако подражатели добираются уже и до них, формализуя в меру своего понимания чужие находки и ставя их на поток.
Читатель, на первый взгляд, от такого подхода к книгоизданию только выигрывает: книга, пропущенная им в одной серии, рано или поздно появится в другой, точно такой же, да и одинаковые корешки замечательно вписываются в современный интерьер. Но еще через год-другой тот же читатель вообще перестанет воспринимать книги, изданные вне его любимого стандарта. Да и кто тогда станет их издавать?