-Красивое слово "дизайн" сейчас означает все что угодно. Что оно значит у вас в школе?
- Ну, во-первых, есть официальный стандарт на высшее образование по специальности "Дизайн", и все обязаны, к сожалению, ему следовать. Но у нас не просто дизайн, а графический дизайн. Кроме того, у нас проект экспериментальный, своя образовательная методика, вы учтите. Учат, конечно, при каждом наборе одному и тому же - профессии, но личность педагога накладывает свой отпечаток. Например, Эркен Кагаров вводит в профессию через знакообразование: он вот такой, у него семиотика в голове. Андрей Логвин - через художническое "я", у него все задания вокруг этого вертятся, а Борис Трофимов с самого начала, даже самые первые пропедевтические упражнения задает сразу в пространстве книжного разворота. Через книгу вводит в профессию. Вот вам один вид связи с книгой: педагог, который сам вырос именно как книжный дизайнер, как блестящий, именно книжный график. Но в мир дизайна входов много, главное - что на выходе. А на выходе из школы должно быть самостоятельное творчество.
- Без специализации?
- Но графический дизайн - это и есть специализация. Только книжный дизайн - это уж какая-то сверхспециализация. Главное - научить проектному мышлению, а каким путем, через книги или через знаки - это уже частность. Конечно, Трофимов - представитель замечательной школы книжного дизайна, вполне на мировом уровне, они все культивировали книжный дизайн именно как культурную деятельность. Сознательно делали шедевры, культурные образцы. И в советское время эта школа вполне убедительно проявила себя на мировой арене. А как только начался рынок, так она сразу стала никому не нужна. Не нужна стала книжка, оформленная по высшим критериям совершенства. Кроме того, это поколение, которому уже за шестьдесят.
- Но у поколения всегда есть ученики.
- Ну вот они и учат. Но сейчас вообще другая эпоха. Эта социально-экономическая революция совпала с технологической и одновременно еще с культурной. Не то что пришли компьютеры и загубили нашу высокую культуру. Произошел перелом. Вот была такая модернистская парадигма, что дизайнер - это не украшатель вещей, а визуальный коммуникатор. А теперь другая начинает разворачиваться парадигма.
- Так чему же вы учите детей в рамках своей современной постмодернистской парадигмы?
- Дизайнерское образование везде и всегда строилось на том, что все состоит из элементарных частиц, и мир, и искусство. Круг-квадрат-треугольник, и надо только их правильно соединить. А теперь, когда вдруг оказалось, что форма от функции и конструкции совершенно не зависит, эта концепция ясности и простоты - она не то чтобы упраздняется, она становится не единственной. Она остается актуальной... ну, для деловой литературы, для справочной. Да, там все должно быть четко и ясно. Но самое-то интересное происходит в других местах. Вдруг появляются журналы, которые невозможно читать, но все от них тащатся, рвут друг у друга из рук.
- "Птюч"?
- У нас "Птюч", у них - свои.
- И как же этому учить? Прямо копировать?
- Так ведь сейчас и на Западе все говорят о кризисе дизайнерского образования. А у нас нет ни дизайнерской школы, ни культурной традиции, и все наши лучшие мастера, в общем-то, самоучки. Конечно, все они где-то учились, но самые главные свои знания они собирали из разных источников, синтезировали в себе. И вот оказывается, что это и есть наш единственный ресурс. У нас есть люди. Лидеры профессии. Вот поэтому у нас такая система обучения. Из первых рук. Доверие и опора на субъективный опыт. Приоритет личной интуиции мастера над объективными методиками.
- Ситуация мастера и подмастерья? Из пальцев в пальцы?
- Не совсем. У каждого курса есть свой ведущий педагог, и он решает, на какую тему каких своих коллег он пригласит - кого на журналы, кого на иллюстрацию. Это же очень узкий круг, все друг друга знают. Так что вокруг каждого мастера еще несколько мастеров собирается. Кроме того, для противовеса этой субъективности у нас еще есть два базовых, общих для всех теоретических курса. Один - мой, называется "Проектная концептуалистика".
- Ой!
- Ну хорошо, "Теория дизайна", если по стандарту. На самом деле это такая теория эстетической относительности. Вот именно я и учу тому, о чем вы спрашивали - постмодернизму. Тому, что стилей много, а красота одна. Что это всего-навсего разные языки. И второй базовый курс - шрифт. Шрифт как основа вообще всего графического дизайна. Его ведет от начала до конца Владимир Ефимов, поскольку он фанат. И он заражает студентов этой эмоцией отношения к шрифту как к самому главному в жизни. Конечно, приходится и общим вещам учить, технологии, например - хотя, какие уж у нас возможности...
- А рисовать учите?
- Наша школа создана ведь на базе художественного училища, Московского художественного училища прикладного искусства, бывшего имени Калинина, так что академическим рисованием у нас достаточно мучают. Но мы пытаемся перекидывать мостики от этого рутинного рисования к дизайнерскому, концептуальному. Вот на нынешний курс Николай Попов приходил учить, великий иллюстратор. Сейчас неподражаемый Евгений Добровинский каллиграфию преподает.
- Ну и что у вас на выходе? Ученики востребованы? И где?
- Да везде. Хотя сегодняшняя реальность перекошена в сторону рекламы, и мест для работы больше всего в агентствах, в дизайн-студиях. Везде берут, и просят еще присылать. Где еще? В журналах вот работают. Что же касается издательств... Вот сейчас одна девочка у нас делает дипломный проект по фирменному стилю нового издательства "Академкнига". Вообще же книга сейчас не является самым востребованным жанром на рынке графического дизайна, так что и хороших рабочих мест мало. Но если завтра издательская деятельность начнет подниматься - они, конечно, смогут и там работать. Мы же их учим не только тому, что они вот прямо сейчас должны будут делать. Мы их учим с запасом.