13 АПРЕЛЯ в Музее книги Московского государственного университета печати открылась международная выставка работ художников шрифта "Невидимая графика". Парадоксальное название очень точно определяет предмет выставки: по словам одного из ее организаторов, художника Александра Тарбеева, шрифт - это то, что наиболее часто воспроизводит полиграфия, то, с чем каждый человек сталкивается каждый день, более того - во что он очень внимательно всматривается; однако никто, кроме немногих профессионалов, читая текст, не видит шрифта, которым этот текст набран. Более того, огромное большинство людей, вроде бы профессионально работающих со шрифтами - в издательствах, в рекламе, в компьютерной графике, - тоже не отдает себе отчета, что весь ныне существующий огромный ассортимент шрифтов не сам собой произошел на свет, что шрифт не производится непосредственно компьютерной программой: каждая буква каждой гарнитуры была кем-то придумана и сделана.
Таких "придумывающих и делающих" эта первая у нас выставка собрала всего двадцать пять человек: от немецкого классика каллиграфии и типографики восьмидесятилетнего Германа Цапфа до восьмилетнего Ильи Тарбеева, представившего два совершенно профессиональных шрифта, разработанных им "на папином компьютере"; от художников, всю жизнь занимающихся проектированием шрифтов, до студентов Университета печати, для которых, конечно, экспозиция в первую очередь и предназначена. "Международная" часть выставки очень невелика: кроме Цапфа работы прислали трое голландских художников и один американец. Конечно, это капля в море: проектированием наборных шрифтов и вообще шрифтовой графикой занимаются тысячи художников во всем мире. Эта область деятельности неисчерпаема: по словам организаторов, выставка представляет собой лишь "попытку показать теорию и практику построения знаков и знаковых систем, теоретический и эмоциональный способы познания окружающего мира через системы знаков". Уже эта ученая формулировка, безусловно, адресует выставку гораздо более широкому зрителю, чем только художникам и дизайнерам шрифта. Но нам кажется, что и вообще любому читателю - не только читателю нашей газеты, но и просто читателю чего бы то ни было - эта экспозиция позволяет сделать для себя удивительные открытия: что буквы, самые обыкновенные, которыми набирают книжки и газеты, могут быть не просто "красивыми" или "некрасивыми" и не просто лучше или хуже читаться - они могут быть нестерпимо скучными и уморительно смешными, модернистскими, постмодернистскими, концептуальными, абстрактными (честное слово!) и вообще такими же, как и любое произведение любого другого искусства. Провокационный лозунг дизайнера Юрия Гордона "Каждому тексту - свой шрифт" здесь перестает казаться абсурдом.