0
1118
Газета Искусство книги Интернет-версия

26.04.2001 00:00:00

Каждому тексту - свой шрифт

Тэги: выставка, шрифт, графика


13 АПРЕЛЯ в Музее книги Московского государственного университета печати открылась международная выставка работ художников шрифта "Невидимая графика". Парадоксальное название очень точно определяет предмет выставки: по словам одного из ее организаторов, художника Александра Тарбеева, шрифт - это то, что наиболее часто воспроизводит полиграфия, то, с чем каждый человек сталкивается каждый день, более того - во что он очень внимательно всматривается; однако никто, кроме немногих профессионалов, читая текст, не видит шрифта, которым этот текст набран. Более того, огромное большинство людей, вроде бы профессионально работающих со шрифтами - в издательствах, в рекламе, в компьютерной графике, - тоже не отдает себе отчета, что весь ныне существующий огромный ассортимент шрифтов не сам собой произошел на свет, что шрифт не производится непосредственно компьютерной программой: каждая буква каждой гарнитуры была кем-то придумана и сделана.

Таких "придумывающих и делающих" эта первая у нас выставка собрала всего двадцать пять человек: от немецкого классика каллиграфии и типографики восьмидесятилетнего Германа Цапфа до восьмилетнего Ильи Тарбеева, представившего два совершенно профессиональных шрифта, разработанных им "на папином компьютере"; от художников, всю жизнь занимающихся проектированием шрифтов, до студентов Университета печати, для которых, конечно, экспозиция в первую очередь и предназначена. "Международная" часть выставки очень невелика: кроме Цапфа работы прислали трое голландских художников и один американец. Конечно, это капля в море: проектированием наборных шрифтов и вообще шрифтовой графикой занимаются тысячи художников во всем мире. Эта область деятельности неисчерпаема: по словам организаторов, выставка представляет собой лишь "попытку показать теорию и практику построения знаков и знаковых систем, теоретический и эмоциональный способы познания окружающего мира через системы знаков". Уже эта ученая формулировка, безусловно, адресует выставку гораздо более широкому зрителю, чем только художникам и дизайнерам шрифта. Но нам кажется, что и вообще любому читателю - не только читателю нашей газеты, но и просто читателю чего бы то ни было - эта экспозиция позволяет сделать для себя удивительные открытия: что буквы, самые обыкновенные, которыми набирают книжки и газеты, могут быть не просто "красивыми" или "некрасивыми" и не просто лучше или хуже читаться - они могут быть нестерпимо скучными и уморительно смешными, модернистскими, постмодернистскими, концептуальными, абстрактными (честное слово!) и вообще такими же, как и любое произведение любого другого искусства. Провокационный лозунг дизайнера Юрия Гордона "Каждому тексту - свой шрифт" здесь перестает казаться абсурдом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1141

Другие новости