Александр Лаврентьев. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. - М.: Грантъ, 2000.
Это не совсем обычная книга - "Учебник про конструктивизм", как ее определяет сам автор. Ее тема - новаторский опыт русского конструктивизма в той области, что сейчас называется "графическим дизайном", то есть в художественно-техническом проектировании печатных изданий - от книжной обложки до рекламного объявления и плаката. В 20-х годах именно художники-конструктивисты, принципиально отказавшиеся от всякого самоценного искусства, ушли в производство и сделали там немало интересного, и больше всего как раз в полиграфии, где техническое и художественное начала слиты особенно тесно.
Значит, книга о прошлом прикладной графики? Нет, автор, по его же словам, "старался подать весь этот материал не столько как исторический, сколько как творческий: обратить внимание на приемы работы в разных областях: книге, плакате, журнале, упаковке, рекламе и т.д.". Он посвятил свой труд "студентам Полиграфа и Строгановки всех времен", но обращается к нынешним и им предлагает "не только смотреть картинки, но и попробовать делать".
Однако не запоздал ли такой учебник? Зачем обучать кого-либо конструктивизму в 2000 году, когда само это явление отступило в историческую даль как одно из многочисленных авангардистских направлений уходящего века? С тех пор изменилось все: дух времени, полиграфическая техника, даже инструменты художника и способы его работы. Наивная кустарность воинствующего техницизма 20-х годов, стремившаяся, отметая искусство, заменить "стиль" "конструкцией", теперь так очевидна...
И все же такое обращение к прошлому не лишено смысла. Отношения живого, развивающегося искусства с традицией всегда активны - отвергают ли они ее начисто или с благоговением используют. Рационалистические установки конструктивистской типографики и резкая волевая экспрессия ее графического языка вошли в фундамент современной полиграфической культуры. Понятна попытка оживить эти тенденции в период нынешнего стилевого разброда и кризиса кардинальной идеи графического конструирования и подчинить труд дизайнера не утилитарной только задаче, но и общему строю современной художественной культуры.
Притом у Александра Лаврентьева есть для этого, помимо профессиональных, и биографические резоны. Дизайнер и педагог, публикатор и исследователь, он еще и внук Александра Родченко и Варвары Степановой, выросший, можно сказать, прямо в логове русского конструктивизма, изначально проникнутый его деятельной атмосферой. В его распоряжении богатейший творческий архив ведущих мастеров этого направления. Отсюда и попытка осмыслить наследие конструктивизма не в виде музея, но как источник практического опыта.
Подходя к этой книге как к историко-художественному исследованию, я склонен был бы предъявить ее автору разного рода претензии. Однако ее текст и структура отчетливо подчинены иной, названной выше задаче. Это прежде всего визуальная, наглядная книга. Текстовая ее часть сравнительно невелика (наряду с Лаврентьевым в ней участвуют его коллеги - педагоги-художники Николай Бесчастнов, Дмитрий Мордвинцев, Кирилл Пармон, а также сами ее герои - конструктивисты 20-х годов, оставившие немало ярких текстов теоретического и декларативного характера). Основу же издания составляет активно выстроенный изобразительный ряд, включающий как произведения классиков конструктивизма, в том числе и малоизвестные, так и работы не столь знаменитых и просто безымянных мастеров. Строго говоря, здесь не все относится к конструктивизму, есть вещи, так сказать, смежные, связанные с этой школой лишь общим духом графического аскетизма и жесткой геометризацией форм. Суть для автора, очевидно, не в стерильной чистоте стиля.
Структура книги и монтаж ее разворотов акцентируют наше внимание не на самих мастерах и не на разновидностях функциональной графики. В центре внимания - художественные средства конструктивизма: геометрические схемы композиции, фотомонтаж, типографика, а также характерные приемы, такие как геометризация изображений. Такое решение поощряет конкретно-практическое освоение студентом-дизайнером предлагаемого ему материала. Но не ведет ли оно его путем слишком прямолинейным и внешним?
Конструктивизм выдвигал отвечавшую духу своего времени агитационно-утилитаристскую эстетическую установку, и ей отвечал его жесткий, экспрессивный художественный язык. Но ход от него к современному, гораздо более гибкому, технически изощренному и стилистически свободному, языку новейшей функциональной графики в этой книге не прослежен.
Что ж, значит, автору есть куда двигаться дальше.