0
543
Газета Искусство книги Интернет-версия

23.11.2000 00:00:00

Игра с игрой

Тэги: Энтина


-Чья была безумная затея издать де Сада с оригинальными иллюстрациями? Ведь сейчас вся классика издается либо с прижизненными, либо вообще с документальными, а тут вдруг такая свобода, что художник захотел, то и нарисовал...

- Затея была издательская. Конечно, безумная, я отдаю себе отчет, что сейчас такого нигде нет, я с ужасом думаю, что буду делать, когда кончатся эти десять томов. Вообще-то сначала шла речь именно о прижизненных иллюстрациях. Потому что они есть, у французов их полно. То есть, конечно, там есть и вообще без картинок, академическое собрание, как раз то, откуда мои издатели переводят классические варианты текстов. Я это собрание видела, это вот такие вот толстенные тома, без иллюстраций, в мягкой обложке. Но это академическое. А есть еще такие роскошные тома, как раз с прижизненными иллюстрациями. Ну вот, они и решили не ходить по тем же тропам.

- А что они еще издают, кроме де Сада?

- Они издают Дюма совершенно бесконечного, пятьдесят пять, кажется, томов, такого роскошного, красный переплет, золото-брильянты, картинки...

- Как, тоже оригинальные иллюстрации?

- Тоже. Очень неплохие ребята делают, и вот этот Дюма у них как раз очень хорошо идет. Так что они не то, чтобы совсем безумцы. Еще биографию де Сада издали - вот она как раз, как ты говоришь, в нынешнем духе: с документальными картинками, такой модный дизайн.

- А как ты с ними ладишь? В смысле стилистики, манеры?

- Прекрасно лажу, им это очень все пришлось, никаких не было проблем, единственное, что мне твердят: - "Не забывайте про закон о печати, чтобы никакой порнографии!"

- Да где же у тебя порнография, такие скромности - такое ли сейчас печатают!

- Вот, они это очень ценят. А в остальном им этого и хотелось - таких картинок, естественно, со стилизацией немножко - а мне это очень нравится. Знаешь, гравюры восемнадцатого века, такая роскошь, зыбь и рябь...

- Зыбь и рябь?

- Ну, такой импрессионизм.

- Но я тут и стилизации особенной не вижу. Очень твоя манера, личная.

- Я думаю, что просто совпало. Не с маркизом, конечно, не могу сказать, что я в восторге от де Сада. То есть писатель он, конечно, хороший. Но это же такой классический роман Просвещения, где все время кто-то кого-то учит. И вот они учат, как добиться совершенства в разврате, и тогда ты внутренне освободишься. То есть разврат - это и есть свобода. Но я это воспринимаю как игру. То есть как двойную игру, игру с игрой.

- Твою игру с его игрой? То есть то, что он вытворяет, ты тоже воспринимаешь как игру?

- Конечно. Это даже и невозможно воспринимать всерьез, это был бы маразм: весь этот принципиальный разврат - всерьез. Это такая ироническая проза. И мне это интересно, я тут могу развлекаться. Это такой театр, там у всех есть свои роли, свои маски, а я как режиссер их всех расставляю, даже не как художник. Потому что если как художник, то делать сто пятьдесят иллюстраций к одному автору - понятно, что будешь повторяться, делать одно и то же; ну первые шесть интересно делать, ну десять, а дальше - все. Я уже не знаю, откуда мне рыть материал.

- А где ты его роешь?

- Да вообще-то по восемнадцатому веку полно материала. Те же прижизненные иллюстрации, гравюры, история костюма, история интерьера. Но все равно все это уже начинает кочевать из книги в книгу, ну сколько можно еще придумать новых интерьеров? - начинаешь там бантики пришпиливать на другое место, подсвечники переставлять.

- Но что-то же ты фантазируешь? Вот в первом томе иллюстрация, где под потолком крокодилы сушеные висят?

- Крокодилы как раз совершенно документальные, они из одной английской гравюры. Кабинет алхимика, что-то в этом роде. Сами композиции я, естественно, нигде не рою, это именно тот самый мой театр, режиссерская работа. Это вот как раз то, что спасает.

- Значит, все-таки надо спасаться? Меня, наоборот, удивило, как ты органично себя чувствуешь в этом книжном пространстве. Ведь тебя все привыкли воспринимать как станковиста, живописца.

- Если честно, то трудно. То есть трудно себя впихнуть в эти книжные рамки, а когда впихнешь, то там, внутри, уже нормально, там я развлекаюсь, что-то придумываю, одну картинку делаю так, другую - наоборот, эту всю черную, другую всю светлую. Мне интересно.

- А когда ты включаешься в эти чужие пространства, чужим текстом продиктованные, они у тебя не вылезают потом в других работах? В живописи, в гравюре?

- Нет. По-моему, нет, не вылезают. Я именно включаюсь совсем в эти тексты, в маркиза, а потом совсем выключаюсь. У меня это какое-то совсем другое измерение.

- Другое измерение чего?

- Другое измерение меня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1381
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3270
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2358
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1892

Другие новости