0
3246
Газета Искусство книги Интернет-версия

19.10.2000 00:00:00

Юрий Молок и культура книги

Тэги: Молок, Коноплев


20 сентября в Трубниковском пер., 17, в здании Государственного литературного музея состоялся вечер памяти недавно скончавшегося искусствоведа Юрия Александровича Молока - исследователя искусства графики, иллюстрации, книги, тончайшего знатока художественных взаимодействий графического изображения с литературным текстом. К вечеру была организована небольшая выставка книг, фотографий и портретов Юрия Молока и выпущена посвященная ему брошюра с библиографией основных его трудов, со статьей Владимира Глоцера и репродукциями портретов и фотографий. Составили брошюру сыновья покойного, искусствоведы Дмитрий и Николай Молоки, оформил - многолетний сотрудник его по издательству "Искусство" художник Александр Коноплев. Издание, специально посвященное жизни искусствоведа и делу его жизни, пусть даже в столь скромных масштабах, как это, у нас великая редкость. И потому следует особо отметить качества статьи, вместившей наряду с биографической канвой также характеристику основного направления деятельности Молока, связанной преимущественно с искусством книги, "которую он чувствовал, - как замечает Глоцер, - в единстве рисунка и текста". А это позволяло ему выходить, "особенно в последнее десятилетие, на поле литературоведения". Удался автору и человеческий образ Юрия Александровича - не только исследователя, но и активного участника московской художественной жизни. Этот образ материализован и в прекрасно подобранном ряде фотопортретов, из которых лучшие - работы Игоря Пальмина. И здесь же можно было увидеть и приобрести последнюю, уже после смерти автора вышедшую книгу Молока - "Пушкин в 1937 году", включающую публикации забытых текстов из довоенных журналов, тогдашние дискуссии о проектах памятника и об иллюстрациях к Пушкину, как их понимали в год его столетнего юбилея. Подробно и глубоко комментированные составителем, эти давние споры оживают, вводя читателя в противоречивую и драматическую эпоху русской культуры.

Круг профессиональных интересов связывал Молока с людьми разных специальностей, и о нем вспоминали филологи - Мариэтта Чудакова (она и вела этот вечер памяти), Ирина Прохорова, Владимир Глоцер, Александр Парнис, художники - Александр Коноплев, Юрий Злотников, Борис Кочейшвили, коллекционер Григорий Климов и, разумеется, искусствоведы - Дмитрий Сарабьянов, Григорий Стернин, Юрий Герчук.

Мы все сообща пытались уловить и обозначить словами живой, многогранный образ Юрия Александровича, человека ироничного и темпераментного, блистательного собеседника и придирчивого критика, прирожденного редактора, не прощавшего беспечным коллегам никакой приблизительности и поверхностности, неточности в фактах или в словоупотреблении. Своей уже давней статье о графике Николая Купреянова он дал характерное заглавие: "Из истории одного "романа с гравюрой" ("Панорама искусства", вып. 3, 1980). Оно, я думаю, могло бы очень точно характеризовать труды самого Молока, неизменно становившиеся такими же "романами" - с книгой, с графикой, с художником или поэтом. Увлеченность темой, любовное вхождение в ее мельчайшие частности, прямое, личностное общение с действующими лицами художественного процесса, живыми или уже ушедшими из жизни, придавали его статьям не только качество тщательных и тонких исследований, но и живую авторскую интонацию, достоинства литературные, при том что он вовсе не был склонен к какой-либо беллетризации или красотам стиля: точность вкуса удерживала его деловую прозу в строгих границах своего жанра. Больше всего, кажется, увлекал Молока реальный контекст художественного события, сплетение обстоятельств и характеров, столкновение позиций и распределение культурных ролей и масок. Восстановить явление в конкретных подробностях его фактуры - для этого не жаль было исследователю ни времени, ни трудов. Таков, к примеру, маленький авантюрный роман, который он сплел вокруг забытой обложки раннего (1925 г.) издания "Хождение по мукам" Алексея Толстого, в виньетке которой он разглядел неожиданные и чужие здесь профили Анны Ахматовой и Ольги Глебовой-Судейкиной ("Камея на обложке. К истории одной мистификации" - "Опыты", # 1, СПб - Париж, 1994).

Требовательный к себе еще более, чем к другим, стремившийся проникать в облюбованный им для исследования предмет все глубже и глубже, выявляя все его и ближние и дальние связи, все оттенки его смысла, Юрий Александрович был в своей работе нетороплив, заканчивать ее не спешил. Поэтому он опубликовал за всю жизнь не так уж много трудов. А в созданных им книгах выступал чаще всего (как и в последней) в роли своего рода "режиссера", а не единоличного автора, объединяя под одной обложкой тексты разного происхождения, выстраивая их диалоги и тщательно организуя зрительный ряд альбома, выверяя каталожные сведения. В такой "многоголосой" работе он умел отчетливо проявить и собственный взгляд на деле, подтвердить фактами глубоко продуманную позицию и продемонстрировать высокую культуру гуманитарного исследования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1281
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1261
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1041
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
658

Другие новости