В наше время массового книгоиздания и утраты традиций книжного искусства трудно себе представить издательство, которое, не считаясь с затратами, вкладывало бы в свои книги таланты лучших мастеров и художников, а также самые дорогие материалы, которые только удается найти. Тем не менее такое издательство существует. Называется оно "Редкая книга из Санкт-Петербурга", и организовал его в 1991 году молодой предприниматель Петр Суспицын. С тех пор ему удалось выпустить уже более 20 изданий или, вернее сказать, издательских проектов, ибо каждая такая книга требует индивидуальной программы, в том числе по подбору исполнителей и материалов. Так, например, каждый из 15 экземпляров "Кармины" Квинта Горация Флакка (1995) заключен в футляр из белого мрамора, который резал специально приглашенный армянский скульптор Армен Петросян. А 25 керамических переплетов для тиража другой книги - "Антигоны" Софокла (1995) - изготовил обладатель золотых наград международных конкурсов керамистов Сергей Копылков. И подобные примеры можно привести по каждому проекту.
А вот переплетчиков долго искать не пришлось. Дело в том, что в нашей стране мастеров высшей категории этой профессии всего двое - Андрей Дегтев и Константин Светлов, и оба теперь работают в издательстве Суспицына. Их работы - это сплав высочайшего мастерства и подлинного таланта художника. Например, выполненные ими художественные композиции из посеребренных латунных накладок на переплетах 25 экземпляров "Сонетов" Шекспира (1993) сделали бы честь многим современным ювелирам. Оригинально решены и цельнокожаные переплеты "Стихотворений" Филодема (1995): верхние крышки каждого из 9 экземпляров украшены настоящими античными монетами. Великолепны в своей монументальности и переплеты "Джакомерона" - книги стихов Тамары Буковской (1995) - аппликация из кожи разных цветов, накладные латунные буквы на корешке и тонкая рамка из того же металла, обрамляющая верхнюю крышку.
В двух словах о художниках этого уникального издательства. Все они работают в авторских техниках - литографии, офорте, ксилографии, резцовой гравюре. В первую очередь это Андрей Пахомов - творческий вдохновитель издательства, и с его "Рисунков с натуры, сделанных на литографских камнях и отпечатанных под наблюдением автора" (1991) началась история издательства. Илья Богдеско, один из старейших наших книжных художников, сделал для издательства Суспицына в классической технике резцовой гравюры "Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского" Сервантеса (1998). Причем текст каждого из 15 экземпляров этой книги написан художником от руки. В сложной технике цветного офорта работает Юрий Люкшин, в его "Екклесиасте" (1994) не только иллюстрации оттиснуты с офортных досок, но и переплет украшен гравированной латунной пластиной. Художник Сергей Швембергер продолжает замечательные традиции отечественной ксилографии. В издательстве "Редкая книга из С.-Петербурга" вышло несколько книг с его, тонкой работы - гравюрами на дереве.
Наш рассказ был бы неполным без упоминания еще двух людей, работающих для этого уникального издательства, - наборщицы Дианы Гавриш и печатника Сергея Яшина, ведь книги, издаваемые Суспицыным, набираются и печатаются исключительно вручную. Эту заслугу издателя нужно отметить особо, потому что если искусство переплетчика и книжного художника еще каким-то образом востребовано в наше время, то искусство ручного типографского набора и печати с него уж точно было обречено на полное исчезновение. Суспицын нашел и вернул к профессиональной жизни мастеров этого фактически умершего книжного ремесла, разыскал и отреставрировал ручные типографские станки XIX века и тем самым спас от окончательного исчезновения традиционный, основополагающий вид типографского искусства.
Вообще удивительно, как этот человек отважился взвалить на себя огромное и казавшееся непосильным для одиночки-энтузиаста дело - возрождение жанра коллекционных изданий в России. Причем четкое понимание того, какие именно книги будут создаваться в этом издательстве, пришло уже в процессе работы, ибо образцы искусства коллекционной, музейной книги были либо недоступны, либо попросту утрачены. Нужно не только быть одержимым в достижении поставленной цели, но и иметь высокий художественный вкус, чтобы выработать такое понимание самостоятельно. Хотя сама концепция этого проекта во многом была решена Суспицыным еще до того, как он решил открыть свое дело. Например, выбор места для будущего издательства - на Миллионной улице, почти напротив Эрмитажа. Этот адрес привлек не столько из-за расположения в центре города, сколько из-за близости Эрмитажа. Сам издатель уверен, что его работа не была бы такой успешной, если бы не "силовое поле" этого средоточия мирового искусства. Кстати, первая выставка (октябрь-декабрь 1998 года) рукотворных книг Петра Суспицына прошла как раз в залах Государственного Эрмитажа.
В рассказе об издательстве "Редкая книга из Санкт-Петербурга" нельзя обойти вопрос о коммерческой состоятельности этого предприятия, тем более что весьма значительные средства, вложенные в этот проект, - исключительно личные деньги издателя. Даже непосвященному понятно, что себестоимость этих книг выражается в тысячах долларов за экземпляр. А далеко не каждый коллекционер, даже имеющий деньги, психологически готов к такой покупке, хотя прекрасно осознает, что любая книга Суспицына - это, по сути, готовый музейный объект мирового уровня. Очевидно, нужно время, чтобы воспитать, взрастить покупателя, обладающего иной культурой коллекционирования, готового приобретать исключительно по соображениям художественной ценности объекта, исключая мотив "попутного" вкладывания средств. Наверное, это дело будущего, на которое Суспицын возлагает большие надежды, говоря, что им движет не стремление удивить людей или потешить свое самолюбие, а только возродить русское высокое книжное искусство.