0
945
Газета Искусство книги Интернет-версия

21.09.2000 00:00:00

Кто такая Дега

Тэги: ярмарка, Дашкова, Шилова


У нас скоро книжка выйдет,только там будут не картинки, а иллюстрации.

Из разговора с издателем

Шедевров не было, открытий не было, сенсаций не было. Была ярмарка.

Ярмарка, как даже и из названия следует, есть мероприятие сугубо торговое - Jahr-markt - ежегодный базар - на базаре люди занимаются куплей-продажей, а не искусством. Впрочем, могут на ярмарке появиться и скоморохи или, скажем, паноптикум - коммерческая общественность обычно воспринимает их вполне снисходительно и даже не без удовольствия, но именно как нечто, к коммерции отношения не имеющее.

На нынешней Московской международной книжной ярмарке все именно так и происходило. Роль балагана с силачами и акробатами досталась "круглому столу", посвященному теме "Искусство книги: настоящее и будущее"; в паноптикуме, то есть на "Площадке авторских прав", представлены были, как положено, восковые фигуры и новейшие диковинки, сиречь, классические отечественные иллюстрированные детские книжки, а также работы современных художников книги, в частности, студентов Университета печати.

Выставка современников наводила на грустные размышления: слишком велик оказался контраст между студенческими проектами, острыми, изобретательными, ярко индивидуальными - и профессиональными работами их старших товарищей, скучным коммерческим "мылом", не отличимым от выставленного на торговых стендах. Имена, которые мы не без интереса отмечали на предыдущей выставке, организованной тем же агентством "Издательский сервис" полгода назад на ярмарке "Книги России", просто исчезали под напором настоящего искусства книги, пришедшего не продаться, но заявить о своем существовании. Выставка же классики, собранная, безусловно, с большим толком и нежной любовью, демонстрировавшая и великие имена, и редкие издания, казалась на ярмарке столь неуместной, что некое предприимчивое издательство в конце концов совершенно естественным образом использовало ее центральную витрину в качестве лотка для продажи своих брошюр о здоровом образе жизни.

"Круглый стол" же и вовсе провалился и тоже скорее всего именно из-за отсутствия всякой осмысленной связи с происходящим. Скорее всего его участники, среди которых были блестящие специалисты и теоретики, и художники - Владимир Кричевский, Никита Махов, Сергей Серов, Михаил Ромадин и другие, - нашли бы, что сказать друг другу, если бы этот разговор состоялся, скажем, в редакции журнала "Декоративное искусство", организовавшего это мероприятие, а не на ярмарке, под аккомпанемент радиоприглашений на презентацию очередного детектива или кулинарного справочника. В этих же условиях все до единого выступления в конце концов сводились к тезису: "Мы знаем, как сделать хорошо, но издатели почему-то нас не слушают и выпускают гадости".

А издатели между тем делают свое дело, и уже далеко не все, выставленное на стендах, можно так уж уверенно отнести к разряду "гадостей". То ли конкуренция наконец заработала, то ли появились у издателей совсем уж лишние деньги, которые они, так и быть, готовы и художникам отдать, но над этой ярмаркой уже витает некий призрак профессионализма. Повторимся, шедевров книжного искусства нами обнаружено не было, но после шестидневного блуждания между стендами у измученного обозревателя все же остается впечатление какого-то среднего уровня, не то чтобы действительно достойного, но почти приличного. Уже не все штамповано золотом по розовому лаку; уже не каждое малиновое пятно обязательно дополняется оранжевым; уже необязательно использование на одной обложке четырех разных шрифтов и композиции из пяти разномасштабных слайдов. Конечно, все это тоже присутствует, но локально, внутри своего жанра, для своего читателя, того самого любовно выращенного за десять лет читателя стрелялок и лавбургеров, который теперь уже сам безошибочно находит стенд "ОЛМА-Пресс", и вовсе не только для того, чтобы посмотреть на живого крокодила. Попытки издать "ярко и привлекательно" всю мировую литературу почти прекратились; даже олма-прессовский читатель знает, что приключения - это одно, а Пушкин - другое, и, кажется, он наконец убедил в этом и издателей. Это расслоение по жанрам - основная положительная тенденция на нынешней ярмарке. В общей пестроте каждый отдельный стенд начинает выглядеть все более цельно, каждое издательство старается все более внятно обозначить себя именно для своего читателя, и в этих стараниях без поисков своей визуальной стилистики ему не обойтись. Повторимся и еще раз: открытий в этой области на ярмарке тоже почти не было, узнаются в лицо все те же наши давние знакомые - питерские "Азбука" и "Амфора" со своими бесконечно размножающимися сериями, справочники "Слова", мемуары "Вагриуса", очень убедительные серии учебников "Дрофы", почти уже нашедший себя "Лимбус-пресс" - плохи они или хороши, но с другими их не спутаешь. Сравнивать же их качество с чем-то совсем другим возможностей почти не было, хоть ярмарка и международная. То ли не те к нам приехали, то ли не то привезли, но даже на стендах немцев и скандинавов, традиционно считающихся у нас людьми высокой книжной культуры, демонстрировались те же разнобой и пестрятина, те же простейшие решения, что и у остальных. Чуть выше культура работы со шрифтом да больше - значительно больше - использование хорошей фотографии; но о фотографии в книге разговор особый. А таинственного "хорошего вкуса" так никто и не продемонстрировал, кроме, может быть, эстонцев, но от них со времен советской власти ничего другого и не ждали.

Итак, можно было бы подвести итоги и успокоить себя тем, что кесарю - кесарево, а детективу - детективово, но не все так просто. Именно с авторами детективов у нас состоялись на ярмарке два любопытнейших диалога.

Глянцевые переплеты детективов Юлии Шиловой, выпущенные издательством "Рипол-классик", демонстрируют вроде бы стандартный для жанра набор оружия, трупов и полуобнаженных девиц, но на нестандартном фоне: одна половина - ярко-желтая, другая - ярко-красная.

- Как вам нравится оформление ваших книг?

- Замечательное! Главное, бросается в глаза. Книга такая и должна быть - яркая, привлекательная, чтобы захотелось прочесть.

- А с вами советовались по поводу оформления?

- Конечно! Мне принесли эскизы, там было гораздо больше разного синего, лиловатого - и я им сказала сделать такой вот фон - красный с желтым. Самое красивое сочетание, какое только бывает, правда?

Суперпопулярные детективы Полины Дашковой выходят теперь в издательстве АСТ в совершенно нетрадиционном виде: очень строгая черно-белая (!) фотография, немного цвета в шрифтовой плашке, никакого золота.

- Как вам нравится новое оформление ваших книг?

- Это был мой выбор. Я, конечно, не только из-за этого ушла из ЭКСМО, но меня безумно раздражали эти их поросячьего цвета обложки.

- А они с вами советовались по поводу оформления?

- Они советовались... У меня очень много смешных эпизодов было с ними. К роману "Место под солнцем" мне сначала нарисовали балерину, похожую на тяжеловеса. Я попросила художника посмотреть на настоящую балерину, он сказал, что у него нет времени; тогда я ему посоветовала посмотреть хотя бы альбом Дега, а он спрашивает: "А это кто такая?"

- Но вы же не кто попало, вы знаменитость, вы могли топнуть ножкой и сказать: "Хочу профессионального художника!"

- Я пробовала, но они просто не могли делать иначе. Обязательно должны были быть розочки, сцены удушения... К последнему роману, "Эфирное время", опять принесли розовую обложку с каким-то тараканом. Я попросила сделать хотя бы не розовый цвет - зеленый, синий, любой - так они сделали такой, знаете, ослепительно-бирюзовый. Ну искренне люди верят, что так - красиво.

- А новое оформление?

- Это мне значительно больше нравится. Оно не вызывает никаких животных ассоциаций, оно достойно, его не надо в метро в газетку заворачивать. Художник, Ира Сальникова, читает роман и предлагает мне варианты, и она очень считается со мной, когда меня что-то не устраивает.

- А в смысле продаваемости?

- Конечно, книгу, оформленную со вкусом, купить всегда приятнее. Я думаю, что многие люди, которые раньше брезговали этим поросячьим оформлением, теперь станут моими читателями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2067
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1324
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
984
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1294

Другие новости