Конклав завершился 2 марта 1939 года, когда был избран камерленго и кардинал-государственный секретарь Эудженио Пачелли. Фото АР/ТАСС |
В эту работу включился и Альберт Хартль – офицер CC, руководивший начиная с 1935 года группой «Деноминационные политические идеи» в центральном отделе «Идеологические противники». У Хартля была обширная сеть осведомителей высокого уровня. Одним из них был начальник католического отдела в Имперском министерстве по делам церкви Йозеф Рот. До вступления в эту должность в 1935 году Рот преподавал и возглавлял ученый совет в мюнхенской гимназии Марии Терезии.
В церковной среде знали Йозефа Рота как убежденного нациста с многолетним стажем, который долгое время был личным советником Гитлера по всем церковным вопросам, причем задолго до прихода к власти будущего фюрера. Рот был влиятельным человеком, в частности потому, что контролировал выдачу иностранной валюты для зарубежных поездок католических иерархов.
Особенно тесно и часто он общался с епископом Оснабрюка Германом Бернингом и епископом Мейсенским Генрихом Винкеном. С помощью своих источников Рот получал постоянный поток информации о внутренних событиях в Ватикане, об отношении кардиналов к различным политическим проблемам, о планировавшихся в папском окружении кадровых изменениях и т.п. Получив ту или иную информацию, Рот быстро передавал ее Хартлу, с которым встречался почти ежедневно. Часто они вместе обедали в берлинских ресторанах.
В недавно рассекреченном тексте допроса Хартля американской военной контрразведкой в 1947 году упоминается эпизод этого сотрудничества, в ходе которого была получена очень «чувствительная» информация. …Хартль и Рот сидели за шикарно сервированным столом в ресторане на Вильгельмштрассе. Рот сразу перешел к сути полученных данных от одного из своих осведомителей, обретавшихся в ватиканских кругах. Искушенный Хартль был поражен: Рот сообщил ему, что, по полученным от его агентов сведениям, большинство членов конклава можно убедить поддержать кандидата на папский трон, склонного к национал-социализму. Но только при условии, что Германия тайно выделит на эту спецоперацию 3 млн золотых марок. Проще говоря, речь шла о супервзятке.
В истории нечто подобное уже случалось. В 1523 году с помощью хитрого подкупа Римским папой стал Джулио Медичи – один из представителей олигархического семейства того времени. После смерти Льва X в 1521 году за высокую должность боролись между собой два кандидата: кардинал Джулио Медичи и кардинал Помпео Колонна. Во время выборов голоса разделились ровно поровну. При этом никто не желал менять свое решение. Ситуация накалилась настолько, что среди кардиналов пошли разговоры: не стоит ли обратить внимание на какую-то третью кандидатуру.
Но Джулио Медичи (тайно, через посредников) предложил остроумный ход: он попросил пятерых своих сторонников заключить пари на деньги с пятью сторонниками Помпео на огромную по тем временам сумму – 100 тыс. дукатов каждому. Суть пари была в том, что понтификом станет Медичи, и тогда тот, кто делает ставку на него, получит эти дукаты. Соблазн был велик, и при очередном туре голосования пятеро кардиналов отдали свои голоса за Джулио Медичи. Вскоре он именовался уже папой Климентом VII.
Кошелек Джулио Медичи таким образом похудел на 500 тыс. дукатов. Но игра стоила свеч. Причем все было сделано осторожно и предусмотрительно – это ведь была не взятка, а лишь пари. Никакого нарушения закона…
Вернемся в 1939 год. Из текста допроса следует, что Хартль немедленно сообщил эту информацию рейхсфюреру Генриху Гиммлеру, который, не теряя времени, обсудил вопрос с Гитлером. Было решено, что Рот и Хартль представят независимо друг от друга свои соображения по этому поводу. Рот, как следует из документа, посоветовал выплатить запрошенную сумму. А Хартль, как он утверждает, предложил Германии воздержаться от вмешательства в папские выборы. Гитлер одобрил его предложение. Во всяком случае, так утверждал во время допроса сам Хартль. Он вспоминал, что речь шла о двух кандидатурах: архиепископа Флоренции и кардинала Турина.
Конклав по избранию преемника Пия XI начал работу 1 марта 1939 года и завершился 2 марта, после трех избирательных баллотировок. Среди вероятных претендентов на папство были архиепископ Гнезно-Познанский Август Хлонд, архиепископ Кельнский Карл Йозеф Шульте, куриальный кардинал Эжен Тиссеран, архиепископ Миланский Ильдефонсо Шустер, патриарх Венеции Адеодато Джованни Пьяцца, архиепископ Туринский Маурилио Фоссати, а также камерленго и кардинал-государственный секретарь Эудженио Пачелли. Именно Пачелли и стал папой Пием XII.
Никакой другой информации об имевшемся якобы обсуждении в нацистской Германии идеи купли-продажи папского трона в 1939 году нет. Лишь слова Хартля, занесенные в протокол допроса (его текст обнародовал недавно архив ЦРУ, куда попала копия). Но ведь Хартля мог ввести в заблуждение Рот, а того, в свою очередь, – его осведомитель. Кто сегодня поручится, что Хартль вообще не выдумал это все?
Возможно, американская военная контрразведка пыталась после войны найти Йозефа Рота и допросить его. Найденные в Берлине документы свидетельствовали, что в 1938 году по предложению Рота в Рейхе был создан так называемый Комитет религиозного права. Рот также стал членом Имперского института истории. Но из тех же документов выяснилось, что в июле 1941 года Йозеф Рот погиб. Но не на фронте. Проводил отпуск в Тироле, катался на лодке, упал в воду и утонул. Неожиданная смерть. И непонятно, было ли это несчастным случаем, самоубийством или это как-то связано с ватиканскими секретами, которыми обладал этот «коричневый священник». Так называли носителей одновременно священнической рясы и идей национал-социализма.
В Берлине стало ясно, с кем придется налаживать отношения. В свою очередь, новый понтифик тоже был намерен искать общий язык с Германией. Недавно рассекреченные документы Ватикана свидетельствуют: Пий XII использовал для переговоров с Гитлером очень важную персону. Тайным посредником фюрер выбрал 36-летнего принца Филиппа фон Гессена, который был зятем итальянского короля Виктора Эммануила III и внуком германского императора Фридриха III, а также правнуком королевы Великобритании Виктории. Примечательно, что о переговорах Гитлера с Пием XII в августе 1939 года не знал даже немецкий посол при Святом престоле.
Гессену удалось подготовить почву для визита в Ватикан министра иностранных дел Рейха Иоахима фон Риббентропа. 11 марта 1940 года швейцарские гвардейцы в полосатых арлекинах приветствовали кортеж фон Риббентропа в Ватикане. Наступил новый этап во взаимоотношениях Рейха и Ватикана… Пий XII стал для Гитлера последним партнером в международных отношениях.
комментарии(0)