0
41679
Газета История Печатная версия

20.02.2024 14:17:00

Методичка КГБ для литовского богослова

Рассекречены документы о взаимодействии советской разведки и Ватикана

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: кгб, разведка, ватикан, руссикум, священники, агенты, операция, внедрение, спецслужба, литва, католики


кгб, разведка, ватикан, руссикум, священники, агенты, операция, внедрение, спецслужба, литва, католики В 1950–1960-е годы западные разведки пытались использовать католическое духовенство Литвы в своих далеко не благодатных целях. Фото 1956 года с сайта www.lkbkronika.lt

Осенью 1959 года два генерала и два полковника КГБ СССР утвердили совершенно секретный план. Он назывался «План использования агентов «Пушис» и «Сауле», выводимых под церковным прикрытием в колледж святого Казимира в Риме и их оперативной подготовки». Позже спецоперацию назвали «Студенты». Недавно документы о ней были рассекречены и обнародованы архивом Центра исследования геноцида и сопротивления Литвы.

Под церковным прикрытием

В «Плане» (лексика и стиль оригинала сохранены) говорится: «В октябре 1959 года под видом получения степени доктора богословия в Ватикан и литовский колледж святого Казимира выводятся агенты КГБ при СМ (Совете министров. – «НГР») Литовской ССР «Пушис» и «Сауле». За время пребывания в Италии перед агентами поставить следующие основные задачи: добыча секретной информации о планах и практических мероприятиях США, Ватикана и литовских антисоветских организаций против СССР и стран народной демократии, распространение в римских католических кругах нужной нам дезинформации, получение различных документов и бланков, приобретение наводок и разработок, полезных для римской резидентуры. Для выполнения этих задач предложить агентам постепенно устанавливать необходимые контакты».

Далее в плане тщательно описывается технология работы агентов с учетом требований секретности и конспирации. Говорится о том, что «Пушис» и «Сауле» должны быть переданы на связь оперативному работнику резидентуры не ранее чем через шесть месяцев после их приезда в Рим. Пароль и места встречи будут разработаны особо. За полгода агенты должны, как гласит план, освоить прикрытие, войти в доверие к духовным руководителям и своему окружению, изучить город и начать заводить широкие связи, обращая особое внимание на расширение контактов, полезных в дальнейшем.

До отъезда советских агентов в Италию оставался примерно месяц, и началась их оперативная подготовка. Их учили особенностям ведения разведывательной работы под церковным прикрытием, тайнописи, обработке разведданных, формам и методам наружного наблюдения, особенностям выхода на явку и проведения встречи, сигнализации и другим шпионским премудростям. Для инструктажа и оперативной подготовки «Пушиса» и «Сауле» было решено командировать в КГБ Литовской ССР полковника и подполковника сроком на 10 дней. План был составлен начальником 3-го отдела 4-го управления КГБ при СМ СССР и заместителем начальника 9-го отдела ПГУ КГБ СССР, а утвержден начальником ПГУ (внешняя разведка) и начальником 4-го управления (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами).

Дуэт не сложился

В октябре 1961 года председатель литовского республиканского КГБ докладывал в Москву результаты работы «Сауле» («Солнце» по-литовски) и «Пушиса» («Сосна»).

На стол начальнику 9-го отдела I Главного управления союзного КГБ лег отчет из Вильнюса о работе «Пушиса» и «Сауле» в Ватикане в 1959 и 1960 годах. В документе говорится: «Из поступивших от них материалов нам стало известно о некоторых настроениях и действиях Ватикана в отношении католического духовенства в республике. Через них выяснены каналы и конкретные лица из числа ксёндзов, которые проводят работу против Литовской ССР. Этими данными до их выезда в Италию не располагали».

Далее отчет становится конкретнее, называются факты и фамилии: «За время нахождения за границей «Сауле» сумел расположить к себе некоторых ксёндзов и клериков (так в тексте; сегодня чаще всего используется написание «клирик». – «НГР») коллегии святого Казимира, завязал связи со студентами из капиталистических стран, обучающимися в Латеранском университете, среди студентов польского колледжа в Риме, духовным отцом колледжа «Руссикум» ПУПИНИСОМ и рядом других лиц, представляющих интерес для органов КГБ. Агенты «Сауле» и «Пушис» сумели установить, что под прикрытием подготовки кадров для литовских колоний в капиталистических странах фактически действует центр под руководством Ватикана, который занимается сбором шпионской информации об СССР и постоянно пытается оказать враждебное влияние на католическое духовенство и верующих в республике, подстрекает Ватикан на проведение враждебных актов против Литовской ССР».

Далее в документе говорится о подготовке «клеветнических материалов» для ватиканского радио и буржуазной прессы, а также для специального бюллетеня «Эльта пресс», печатавшегося для руководящих деятелей Италии и других стран.

Два советских агента в коллегии святого Казимира вошли в контакт со своими антагонистами, о чем в документе сказано так: «Установлено, что ксёндзы МИНЦЕВИЧУС, ГОРАС и др., прикрываясь духовным саном, работают в разведорганах противника…» (О Винсенте Минцевичусе – отдельный разговор чуть позже).

Но далее в отчете спецслужбы появляются нотки служебной объяснительной. А именно – по поводу напряженных отношений между «Сауле» и «Пушисом». Отмечая их советский патриотизм и политическую благонадежность, говорится о неких трениях между ними. Так, например, характеризуя «Пушиса», «Сауле» подчеркнул, что ему не нравятся некоторые черты в характере коллеги по агентурной работе.

В конце документа говорится о целесообразности направить «Сауле» в Рим для продолжения учебы. В 1961–1962 годы он будет менее занят учебой, так как докторская диссертация у него уже готова, и он сможет сосредоточиться на разведдеятельности.

Что касается «Пушиса», то он защитил диссертацию, получил ученую степень доктора теологии и возвратился в Советский Союз. На арене идеологической борьбы СССР против Ватикана из бывшего дуэта остался лишь «Сауле». Он получил задание, а точнее, блок сложных задач, изложенных в девятистраничном документе.

Подсказки ко всем вопросам

Примечательно, что этот документ составлен в виде письма-наставления персонально в адрес «Сауле». Задание агенту было составлено в Вильнюсе тремя офицерами республиканского КГБ: капитаном Лучинскасом, майором Колговасом и майором Нарасом.

В «Задании агенту «Сауле» в связи с выездом в Италию», утвержденном 20 октября 1961 года председателем КГБ при СМ Литовской ССР, говорится: «В этом году, как и в предыдущие годы, вы выезжаете в Рим для продолжения учебы. Ваше положение в этом году будет несколько отличаться, так как вы на этот раз поедете один. С одной стороны, это улучшит вам условия работы в интересах Советского государства, и вы сможете вести себя смелее, с другой стороны, приезд вас одного может вызвать некоторые подозрения. В связи с этим надо вести себя смело, однако соблюдать необходимую осторожность».

Далее следуют рекомендации, как общаться с теми, кто будет задавать вопросы о церковных делах советских католиков. Это, по сути, методички с заготовками ответов на те или иные вопросы. Например, на вопрос о снятии с занимаемого поста и перевода на новое место архиепископа Юлийонаса Степонавичюса следует пояснять собеседнику, что этот факт был воспринят католическим духовенством Литвы как необходимая мера со стороны советских властей, поскольку тот заставлял подчиненных ему священников нарушать советские законы. А избрание Чесловаса Кривайтиса управляющим Вильнюсской архиепархией клирики одобряют и считают его достойным этого поста.

Допускалась мягкая и осторожная критика действий Римской курии: «Назначение ШИДЛАУСКАСА апостольским администратором Паневежской епархии духовенство Литвы расценивает как поспешный шаг Ватикана, предпринятый без должного понимания существующих условий. Правительственные инстанции республики расценили этот факт как вмешательство во внутренние дела и не допустили его к управлению епархией. ШИДЛАУСКАС ранее был судим за антисоветские преступления, авторитетом среди духовенства не пользуется, кроме того, он слаб здоровьем. Его кандидатура явно неподходящая. Большинство ксёндзов думает, что было бы лучше, если бы апостольским администратором Паневежской епархии был назначен кто-либо из управляющих епархии, которые исполняют свои обязанности».

Незадолго до отъезда «Сауле» в Ватикан случились скандальные кадровые перестановки в Каунасской духовной семинарии, о чем писалось в эмиграционной и клерикальной прессе. Советскому агенту рекомендовалось разъяснять ситуацию уменьшением желающих учиться там, но говорить, что в целом семинария работает нормально.

А по поводу ситуации в Клайпедском костеле, где были арестованы и привлечены к ответственности двое священнослужителей, было предложено отвечать, что, мол, поделом этим греховникам и стяжателям, которым грозит наказание за спекуляцию стройматериалами и иностранной валютой.

От частного – к общему. «Сауле» предупреждают: «Некоторые политические эмигранты и ксёндзы могут интересоваться внутриполитическим положением в республике в связи с некоторым обострением международного положения. Объясните им, что положение в республике нормальное. Положение советской власти прочное. Никто не ожидает никаких перемен и желает мира, за исключением отдельных лиц, занимавших большие посты в литовском буржуазном государстве. Подавляющее большинство духовенства также лояльно относится к советской власти».

Отмечая положительно работу «Сауле» как секретного сотрудника органов КГБ, ему предлагается ее активизировать в связи с усилением враждебной деятельности Ватикана и литовской эмиграции против СССР, тем более что в то время шла подготовка к Собору.

3-11-2-650.JPG
Агент «Сауле» получил письмо-наставление на девяти
страницах.  Документ с сайта www.kgbdocuments.eu
План советского аэродрома

Особое внимание в «Задании» уделено оперативной игре со шпионом-священником Винсентом Минцевичусом, о котором мы уже упоминали вкратце. Он обосновался в Италии еще до войны и до начала 1950-х годов анонимно боролся в итальянской прессе против местных коммунистов. Потом продолжил эту борьбу открыто: подготовил и напечатал десятки тысяч антисоветских плакатов. Особенно прославилась его выставка о борьбе советской власти с религией, где экспонировались фотографии закрытых, разрушенных храмов, заключенных в тюрьму архиереев. Коммунистическая газета L’Unita пыталась убедить своих читателей, что это фальшивки, фотомонтажи. Но тщетно. Что касается личной жизни, то у Минцевичюса в коллегии святого Казимира была дурная репутация. У него были странные отношения с молодой секретаршей и – одновременно – с дочерью владельца местной типографии; у священника даже была своя комната на ее частной вилле. Но самое главное – клирик работал на «вражеские» (по терминологии того времени) разведки. И пытался завербовать «Сауле» во время предыдущих приездов того в Италию.

В Москве и Вильнюсе не сомневались, что священник не отстанет от советского агента: «Вполне возможно, что после вашего приезда в Рим ксёндз МИНЦЕВИЧУС будет вновь пытаться втянуть вас в шпионскую работу против СССР. В этом случае вам следует вести себя следующим образом:

Если МИНЦЕВИЧУС спросит у вас, выполнили ли его просьбу в отношении сбора шпионской информации, поясните ему, что его просьбу не приняли всерьез и сбором шпионской информации военного характера не занимались. К тому же вы не имели к этому ни времени, ни опыта и не знали, что его интересует. Проживая в городе Каунасе, вы знаете, что в Алексатасе (правильно – в Алексотасе, речь идет о городском районе. – «НГР») есть военный аэродром, на котором базируются вертолеты небольшие, с одним большим и одним маленьким хвостовым винтом. О количестве их можете назвать любую цифру. Там же имеется несколько легких одномоторных самолетов с поршневыми двигателями. Часть аэродрома используется для приема гражданских самолетов. На аэродроме имеется бетонированная полоса длиной примерно 1000–1200 метров. Аэродром обслуживают военные, в форме ВВС (Военно-воздушных сил, в то время это был отдельный вид вооруженных сил. – «НГР»). Все это вам известно из личных наблюдений. О других военных объектах ничего не рассказывайте, ссылаясь на то, что об этом не знаете.

Документов, исходящих от уполномоченного по делам религиозных культов, которые просил привезти МИНЦЕВИЧЮС, вы достать не смогли, так как, не занимая никакого поста в церковной иерархии, не имеете к ним доступа. Тут же МИНЦЕВИЧЮСУ вручите несколько снимков закрытых костелов в г. Каунас и Вильнюс и объясните, что вы их сами сделали специально для МИНЦЕВИЧЮСА.

Все время старайтесь подчеркнуть МИНЦЕВИЧЮСУ, что вам не совсем ясно, что он от вас хочет, по чьему заданию он говорит, и что сбор шпионской информации вы считаете неподходящим занятием для ксёндза. Вы как глубоко верующий католик готовы на все ради католической церкви, однако вам непонятно, какое отношение может иметь церковь к военному шпионажу. Нужно полагать, что МИНЦЕВИЧЮС будет стараться каким-то образом разбивать ваши доводы и постепенно вовлечь в шпионскую работу.

Обо всем ходе вашей обработки вы должны подробно информировать связанного с вами оперработника. Наконец, после длительной вашей обработки МИНЦЕВИЧЮСОМ и лишь с одобрения оперработника вы дайте согласие МИНЦЕВИЧЮСУ о сборе шпионской информации после возвращения на Родину. Никаких письменных обязательств по этому вопросу МИНЦЕВИЧЮСУ не давайте, ни при каких обстоятельствах.

Вы должны подробно выяснить, какие именно сведения интересуют МИНЦЕВИЧЮСА, кому и каким образом вы должны будете их передавать, а также каким образом вы будете получать подтверждение о получении своих данных и дальнейшие указания. При этом необходимо высказать опасение за свою безопасность и попросить МИНЦЕВИЧЮСА указать, какие нужно применить ухищрения, чтобы обмануть советские органы безопасности. Постарайтесь сделать так, чтобы МИНЦЕВИЧЮС как можно подробнее обучил вас методам разведывательной деятельности и связи. Если он снабдит вас какими-нибудь техническими средствами для связи, необходимо тщательно изучить их назначение и способы применения. Очень важно, чтобы он как можно больше раскрыл перед вами, что его хозяев интересует на территории СССР. По всем этим вопросам вы должны информировать связанного с вами оперативного работника».

Внедрение под легендой невозвращенца?

В СССР «Сауле» составил подробный отчет о своих действиях, в том числе о взаимоотношениях с Винсентом Минцевичюсом. «Сауле» описал, как тот вновь просил собирать для него шпионскую информацию о советских оборонных объектах. Минцевичюс порекомендовал «Сауле» для поддержания двусторонней связи подобрать в Литве радиолюбителя, а также изучить возможность использовать для скрытого общения итальянскую газету L’Unita (вероятно, с помощью публикуемых объявлений). Минцевичюс даже признался в доверительной беседе, докладывал «Сауле», что у него есть хороший друг в Берлине, который организует контрразведывательные и диверсионные операции против СССР. Это была очень ценная информация для советской контрразведки.

21 сентября 1962 года председатель КГБ Литовской ССР подписал новый документ, касающийся агентурной деятельности советского агента в рясе: «Предложение по дальнейшему использованию агента «Сауле» и полученных от него материалов». Скорее всего «Предложение» было подготовлено для утверждения в союзном КГБ, хотя в рассекреченной части текста это не обозначено.

В документе отмечается, что «Сауле», продолжающий учебу в Италии с целью получения ученой степени доктора юридических наук, представил органам заслуживающие оперативного внимания материалы на ряд лиц, «проводящих враждебную работу против СССР, которые он смог добыть во время пребывания в Италии». Было решено продолжить это сотрудничество.

Далее в документе говорится: «Рекомендовать «Сауле» заявить МИНЦЕВИЧЮСУ, что план о поддержании с ним связи через газету «Унита» реальный, так как эту газету свободно можно купить в киосках «Союзпечати» городов Вильнюса и Каунаса. Дать согласие на использование этой газеты для связи…»

Было решено предоставить агенту установочные данные на радиолюбителя-коротковолновика, который был агентом КГБ под псевдонимом «Угнис» («Огонь»), о чем «Сауле» сообщит Минцевичусу как о подобранном кандидате для поддержания связи между ними.

В руки советского агента было решено вложить и такое мощное оружие, как дезинформация: «Вручить «Сауле» разработанную и согласованную с отделом «Д» ПГУ КГБ при Совете Министров СССР дезинформацию о военных объектах в Литовской ССР и рекомендовать ему при соответствующей благоприятной обстановке передать МИНЦЕВИЧЮСУ. Если МИНЦЕВИЧЮС продолжит вербовку «Сауле» – разрешить ему дать на это согласие».

В литовском КГБ заверили Москву в абсолютной лояльности агента «Сауле». И, наконец, самый примечательный пассаж в документе: «В случае попытки вербовки «Сауле» разведкой Ватикана или одного из капиталистических государств, по нашему мнению, после имитации некоторого колебания и выяснения максимума интересов этой разведки, «Сауле» следует разрешить пойти на вербовку с тем, чтобы впоследствии использовать это в контрразведывательных целях.

Если после окончания учебы авторитетные представители Ватикана предложат ему остаться в Риме и предоставят работу в одной из конгрегаций, где «Сауле» будет иметь подход к секретам Ватикана, рекомендовать ему остаться в качестве невозвращенца…»

Но «Штирлицем» агент «Сауле» так и не стал.

Истинные имена

Обнародованные материалы коллекции Специального литовского архива Гувера раскрыли имена агентов КГБ – это 36-летний Викторас Буткус («Пушис») и 29-летний Ромуальдас Крикщюнас («Сауле»).

Буткус проучился в Риме четыре года, с отличием защитил в 1963 году диссертацию. Крикщюнас был даже признан «готовым оставить духовенство и выступить против Ватикана, но на данный момент это неуместно, потому что мы предвидим его роль в подрыве церкви в Литве изнутри» (так это сформулировано в документе КГБ).

Оба агента впоследствии стали в Литве видными лидерами церкви: Буткус руководил духовной семинарией в Каунасе с 1962 по 1989 год, а Крикщюнас занимал пост епископа и апостольского администратора Паневежской епархии с 1969 по 1983 год. Оба упокоились с миром, их разоблачили как агентов КГБ уже после ухода в мир иной.

В 2000 году Конференция литовских епископов публично извинилась за сотрудничество духовенства с КГБ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
1278
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
417
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1588
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
1910

Другие новости