0
46680
Газета История Печатная версия

20.06.2023 17:05:00

«Вместе бить и врозь идти»

Сектантская и антисектантская одиссеи Владимира Бонч-Бруевича

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов – преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан‑баптистов.

Тэги: большевики, баптисты, сектанты, свобода совести, революция, гонения, протестанты, правозащитники, права человека, ленин


большевики, баптисты, сектанты, свобода совести, революция, гонения, протестанты, правозащитники, права человека, ленин Ленин после покушения напомнил Бонч-Бруевичу снятого с креста Иисуса. П.П. Белоусов. Покушение на В.И. Ленина. 1957. Репродукция © РИА Новости

«Товарищ Ленин в книжке «Что делать?» в нескольких местах обращает внимание на то, что и сектантами не надо не только пренебрегать, а при широкой постановке дела нашей социал-демократической пропаганды нам необходимо воспользоваться и их настроением, и фактами их преследования», – отмечал в своих выступлениях на II съезде РСДРП в августе 1903 года будущий управляющий делами Совнаркома Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873–1955). 10 июля (28 июня по старому стилю) исполняется 150 лет со дня рождения этого деятеля русской революции, который превратился из защитника свободы совести в ее гонителя.

Закон Победоносцева

Идея Ильича о работе среди сектантов была с энтузиазмом подхвачена Бонч-Бруевичем задолго до съезда. Преследование инаковерующих значительно усилилось в России с начала царствования Александра III (1845–1894), когда влиятельный царедворец, обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев (1827–1907), по выражению Александра Блока, «над Россией простер совиные крыла».

1 марта 1881 года царь-реформатор Александр II (1818–1881) пал жертвой революционного террора. Тогда Победоносцев не замедлил использовать трагедию царской семьи для влияния на резкое ужесточение внутренней политики. 26 апреля он выступил с проектом «О незыблемости самодержавия»: «Надо покончить все разговоры о свободе совести, о своеволии сходок, о представительном собрании. Все это ложь пустых и дряблых людей и ее надо отбросить ради правды народной и блага народного».

Для запуска репрессивного механизма высокопоставленный чиновник, профессор права разрабатывает хитроумный закон. Название вышедшего 3 мая 1883 года документа звучит демократично: «Мнение Госсовета о даровании раскольникам всех сект прав богослужения». Так называемые раскольники, то бишь христиане, служащие Богу за пределами рамок православия, имеют право на общественную молитву, на совершение духовных треб и богослужений. Но в этот же закон опытный юрист-крючкотвор заложил статью 10: «Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными». За демократичным фасадом закона Победоносцев спрятал его иезуитскую сущность. За «совращение православных» активным верующим из разных христианских общин давали тюремные сроки, приговаривали к многолетней ссылке в Закавказье, Оренбургский край, Восточную Сибирь.

Для развертывания репрессий Победоносцев продолжает расширять законодательную базу. 4 июля 1894 года ему удалось провести в Комитете министров постановление «О признании штундистов особо вредной сектой», так как они «проповедуют социалистические (идеи), раздел имущества и т.п., подрывают основы православной веры». Рассчитывая на то, что чиновники на местах вряд ли будут пытаться вникать детально в вероисповедные особенности тех или иных религиозных течений, Победоносцев, по сути, дал им право всех инаковерующих обозначать «штундистами».

Правозащитник из большевиков

В эти тяжелые времена Владимир Бонч-Бруевич берет на себя миссию правозащитника, становясь голосом и рупором гонимых за религиозные убеждения. Он устанавливает контакты с проповедниками и верующими, участвует в некоторых судебных процессах в качестве эксперта и адвоката, собирая таким образом многочисленные факты разного рода ущемления прав и преследований.

С 1896 года Бонч-Бруевич – в эмиграции. После двухлетнего проживания в Швейцарии перемещается в Англию. Оторвавшись от партийной работы, Бонч-Бруевич сопровождает большую группу духоборов из России в Америку. Непосредственное общение с ними дало возможность для собирания духоборческих псалмов.

Находясь за границей, Бонч-Бруевич сближается и начинает основательно сотрудничать с «генералом от толстовства» Владимиром Чертковым (1854–1936). Чертков организовал в Англии издательство «Свободное слово», куда стекались письма и свидетельства от верующих, страдающих за свои убеждения.

Опираясь на поддержку Черткова, Бонч-Бруевич готовит к изданию и публикует в 1902 году «Материалы к изучению русского сектантства и раскола» и отдельной брошюрой свою работу «Преследование баптистов в России». В «Материалах» Бонч-Бруевич размещает большой очерк «Воспоминания ссыльного» известного баптистского проповедника Василия Павлова, пережившего две ссылки в Оренбургский край, где потерял жену и двоих детей. Там же публикует «Записки» Егора Иванова о страданиях в тюрьмах и ссылке, о жестоких гонениях на штундистов.

В английском архиве Черткова Бонч-Бруевич находит шокирующее личное свидетельство баптиста Иосифа Семеренко об истязаниях и пытках, которым его подвергали невежественные и озлобленные фанатики с одобрения местного начальства. Сомневаясь в достоверности данного свидетельства, Бонч-Бруевич проводит тщательное исследование многих документов. Убедившись, что в истории Семеренко нет преувеличений, он публикует ее также в «Материалах».

Брошюра Бонч-Бруевича «Преследование баптистов в России» содержит конкретные данные о масштабах гонений в отдельных местах: «Деревня Основа Одесского уезда подвергается в течение 30 лет почти беспрерывным набегам со стороны русских православных миссионеров, священников, полиции и судебной власти. С 1987 по 1899 год арестовано 122 баптиста из деревни Основа. Они были приговорены к штрафам, по общей сумме составлявшим 5995 рублей или к отсидке в тюрьме в общей сложности 4839 дней».

Там же Бонч-Бруевич публикует два секретных циркуляра (министра юстиции от 3 апреля 1900 года и министра внутренних дел от 17 мая 1900 года), также инициированных Победоносцевым, судебным органам на местах и губернаторам. В циркулярах утверждалось: «Русских баптистов с точки зрения закона не должно быть. А называющие себя баптистами на самом деле штундисты, а потому подлежат уголовному преследованию на основании Положения Комитета министров от 4 июля 1894 г.».

Комментируя оба циркуляра, Бонч-Бруевич делает выводы: «Мы видим, до какой нахальной смелости могут дойти притязания русских министров, до какого отрицания всякой законности достигают их дела и поступки. В то время как сенат, это высшее учреждение в стране, существующее исключительно для наблюдения за правильностью применения законов, – ясно и определенно разделяет баптистов и штундистов. Министр внутренних дел, беззастенчиво нарушая 65-ю ст. основных законов, толкует по-своему все законодательство, касающееся баптистов, и одним взмахом пера уничтожает даже самое название баптистов для лиц русского происхождения».

Судьба несправедливо осужденных волновала Бонч-Бруевича. Он писал о печально известном местечке Герюсы в Закавказье, где вынуждены влачить тяжкое существование ссыльные страдальцы за веру: «Среди гор Закавказья есть трущоба, названная Герюсы. Это не что иное, как жалкая татаро-армянская деревня («татарами» тогда называли мусульманские народы Закавказья, в данном случае, вероятно, речь идет об азербайджанцах. – «НГР»), весьма удачно выбранная русской администрацией, чтобы мучить христиан. Цель правительства та, чтобы путем физических и нравственных мук поколебать стойкость веры братьев и таким образом побудить их возвратиться в лоно православия».

Широкая огласка подобных фактов будила общественные круги Европы. Различные церкви европейских стран захотели как-то помочь своим страдающим собратьям в России. Тайными тропами направлялись денежные средства в места ссылок. Многие семьи были спасены от голодной смерти. Усилились эмиграционные потоки. Румыния, Болгария, Англия, Швейцария, Германия, Франция и США принимали беженцев из России. «Так разгоняло во все стороны правительство наиболее культурные элементы крестьянского населения России», – отмечал Бонч-Бруевич.

Принимая участие в судьбах гонимых сектантов, Бонч-Бруевич не терял из виду интересы партии большевиков, направленные на попытку сделать сектантов если не попутчиками, то хотя бы пособниками. Он внимательно присматривается к образу жизни, изучает духовную практику и вероисповедные принципы верующих с целью обнаружения идей, близких к программе партии.

Бонч-Бруевич хорошо знал, что, например, баптисты всегда ратовали за отделение церкви от государства, за свободу совести для всех. Он часто цитирует одно из положений «Баптистского катехизиса»: «Мы веруем, что власти от Бога установлены. Мы считаем себя обязанными оказывать безусловное повиновение их законам, если эти законы не ограничивают свободного исповедания обязанностей нашей христианской веры». По мысли Бонч-Бруевича, для исполнения «обязанностей веры» баптистам нужны и свобода слова, и свобода совести, и свобода печати. «Баптисты – это конституционалисты, ценящие парламентский строй и желающие полного отделения церкви от государства, – заключает он. – Само собой понятно, что Победоносцев, Плеве и другие считали их за политически неблагонадежный элемент и преследовали их так же сурово, если не больше, как и все другие хоть сколько-нибудь свободолюбивые элементы страны».

10-11-1480.jpg
Большевик, правозащитник, религиовед.   
Фото © РИА Новости
Сектантский «Рассвет»

Выступая на II съезде РСДРП с докладом «Раскол и сектантство в России», Бонч-Бруевич предложил издавать газету для сектантов. Предложение было принято, и начиная с января 1904 года в Россию из Женевы поступает газета под названием «Рассвет». Выходит ежемесячно в 2 тыс. экземпляров под редакторством Бонч-Бруевича. Материалы газеты отличались разнообразием. Под рубрикой «Среди сектантов» публиковались корреспонденции, написанные членами религиозных общин. Были статьи научно-просветительского характера: «О священных книгах», «Что такое Библия?», «Происхождение религиозных верований в человечестве». Появлялись тексты революционных песен, включая «Интернационал». Освещались текущие политические события, особенно Русско-японская война.

На выход «Рассвета» быстро и резко отрицательно отреагировал православный журнал «Миссионерское обозрение»: «С января 1904 года за границей для русских сектантов интеллигентными их просветителями открыто еще одно периодическое издание, при том лицами доселе нимало не причастными к религиозным вопросам или сектантскому движению, а подвизавшимися больше в роли ратоборцев за интересы социал-демократии, иначе говоря, без веры в Бога, врагами церкви и царя».

Жесткую позицию неприятия «Рассвета» заняло и толстовское издательство «Свободное слово». Конфликт идейных интересов привел к полному размежеванию и прекращению сотрудничества Бонч-Бруевича с Чертковым. В июне 1902 года издательство официально объявило об отказе сотрудничать с большевиком. Отказ мотивирован кардинальными разногласиями во взгляде на сектантство. Для Бонч-Бруевича это движение с демократическими и антимонархическими тенденциями. Чертков же видел в нем чисто религиозные искания, чуждые каких-либо политических интересов.

Некоторые баптистские лидеры не были столь категоричны, как Чертков, но тоже давали понять Бонч-Бруевичу, что основные цели и интересы социал-демократов и верующих далеки от совпадения. Многолетний корреспондент и поставщик материалов для изданий Бонч-Бруевича баптистский проповедник Василий Павлов (1854–1924) в одном из писем Владимиру Дмитриевичу делился своими соображениями по данному вопросу: «Я верю в силу Евангелия, только оно способно открыть человеку глаза на многое. По Евангелию, революция может быть только одна – духовная. Революцию и проповедь Евангелия я сравниваю с молоком и лимоном. Обе вещи употребительные и нужные, но вместе не могут существовать, одно другое обязательно испортит. Отрицаю я и все баптисты союз церкви и государства, от которого происходят бесконечные гонения и притеснения за веру. Мы признаем, что вера не нуждается в охране государства и не должна быть стеснена в своем проявлении».

Павлов и другие верующие получали от Бонч-Бруевича марксистскую литературу. Случалось, даже помогали тайно перевозить ее из-за границы, знакомились с содержанием, но относились к ней весьма критически. Довольно прохладно была встречена и газета «Рассвет». В итоге к концу 1904 года она приказала долго жить. Вышло всего девять номеров.

После 1905 года Бонч-Бруевич ведет полевые научно-этнографические исследования, предпринимая путешествия в Закавказье, главным образом для изучения жизни и быта различных религиозных общин. Он посещает селения духоборов, присутствует на большом съезде молокан.

Не оставляет Бонч-Бруевич и правозащитной деятельности. В апреле 1912 года он выступает в качестве общественного защитника в городе Острогожске Воронежской губернии на судебном процессе по делу 81 сектанта. Процесс, длившийся 11 дней, завершился оправданием 65 человек. В письме к Алексею Шахматову от 20 апреля 1912 года он сообщает: «Глубоко счастлив тем, что мои специальные знания дали возможность, помогли защите вырвать из рук обвинения 65 человек, которые оправданы совершенно. А 15 осудили просто как искупительная жертва». Суд над членами общины Московских трезвенников в марте 1913 года тоже не обошелся без участия Бонч-Бруевича. На сей раз он проходил в статусе эксперта.

Мессия для пролетариата

С приходом к власти в 1917 году партии большевиков близкий соратник Ленина обрастает многочисленными административными постами: управляющий делами Совнаркома, член исполкома Петроградского Совета, глава комендатуры района Смольный – Таврический дворец.

В первые годы советской власти большевики относились к религиозным общинам протестантского направления в целом с некоторым сочувствием. Бонч-Бруевич был одним из разработчиков Декрета СНК РСФСР об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям, вышедшего 4 января 1919 года. Этот прецедент удивил мировую общественность – Советская Россия стала третьей страной после Англии и Дании, давшей право выбора альтернативной службы.

Бонч-Бруевич оказался также в ряду тех партийцев, которые поддержали христианское кооперативное движение. Особенно внимательное участие Владимир Дмитриевич проявил в организации и развитии христианской коммуны «Трезвая жизнь». Эта коммуна представляла собой многоотраслевую ассоциацию с филиалами в Московской, Тверской, Тамбовской губерниях. Коммуна располагала вегетарианскими столовыми, мастерскими, общежитиями, складами, огородами, садами, больницами, прачечными, типографией, книгоиздательством, библиотекой, школой, детской колонией и земледельческими поселениями. По личному ходатайству Бонч-Бруевича коммуна получила официальное удостоверение от президиума Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, которое предоставляло широкие возможности для успешного развития всех ее отделов. «Коммуна «Трезвая жизнь» сотрудничала с кооперативом «Коммунист» при управляющем делами СНК по закупке продуктов для голодающего населения, – подчеркивал Бонч-Бруевич. – Я предложил бы товарищам с большой осторожностью относиться как к этой, так и к другим ей подобным организациям и помочь чем только возможно для их развития, так как, несомненно, эти организации общеполезны для нашей Советской социалистической республики».

Вопреки представлениям Бонч-Бруевича с середины 1920-х годов религиозные коммуны начинают сходить на нет. Большевистские верхи во главе со Сталиным обеспокоены растущим влиянием религиозных общин на население. В специальном постановлении ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1927 года говорится: «ЦК констатирует рост сектантства и его стремление в некоторых случаях противопоставить партийным и советским органам свои сектантские, например: союзы молодежи, кооперативы и т.п.».

Ленин ушел, уходил и послереволюционный романтический настрой. Бонч-Бруевич почти буквально боготворил вождя мирового пролетариата. Об этом свидетельствует его описание раненого Ленина, привезенного в Кремль после покушения на него 30 августа 1918 года на заводе Михельсона: «Худенькое, обнаженное тело Владимира Ильича, беспомощно распластавшегося на кровати, – он лежал навзничь, чуть прикрытый, – склоненная немного вбок голова, смертельно-бледное, скорбное лицо, капли крупного пота, выступившие на лбу, – вдруг напомнили мне какую-то знаменитую европейскую картину снятия с креста Иисуса, распятого попами, первосвященниками и богачами. Ленин – новый Мессия, пришедший дать волю миллионам обездоленных и угнетенных. Новый Иисус для пролетариата».

Но вот парадокс – Бонч-Бруевич из верного ленинца превращается в верного сталиниста. В разгар Большого террора его семью постигла трагедия. 4 апреля 1937 года был арестован его зять Леопольд Авербах, видный партийный работник. Угроза тут же нависла и над дочерью, ее исключили из партии и предписали выехать из Москвы. Бонч-Бруевич пишет верноподданническое письмо Сталину: «Дочь – медик, все свободное время отдает изучению классиков марксизма и истории партии, все время была партийка. Я самым внимательным образом буду наблюдать за всем ее поведением и образом мыслей, и верьте мне, дорогой Иосиф Виссарионович, что у меня не дрогнет рука привести в НКВД и дочь, и сына, и внука, если они хотя бы одним словом были бы настроены против партии и правительства. Самая суровая расправа должна быть применена к каждому, кто посмеет это сделать». Сталин не внял соратнику по партии. Вскоре Елена Владимировна была арестована и осуждена на семь лет лагерей. А 14 августа 1937 года ее муж Авербах был расстрелян.

Менялась линия партии, менялся и Бонч-Бруевич. В письме к представителю религиозной общины Митрофану Дудченко от 3 февраля 1932 года Бонч-Бруевич излагает обновленную в духе времени позицию: «При царизме надо было вместе бить и врозь идти. В настоящее время сектантство переходит в слой наименее культурный, совершенно не понимающий действительности, не присоединяющийся к общему делу, часто мешающий. Кроме того, сектантство имеет еще интернациональную связь с международным капитализмом, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, и потому делается еще более опасным и зловредным, являясь у нас в СССР прямым агентом международного капитализма и его буржуазно-фашистских правительств».

Видно, что этот пассаж выхвачен прямо из журнала Союза воинствующих безбожников. Солидный ученый-этнограф, создавший огромную источниковедческую базу по истории религиозных движений в России, он выступает теперь как ярый идеолог ничем не оправданных массовых репрессий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Масштабный проект Департамента национальной политики Москвы объединил десятки тысяч россиян

0
3478
Лукашенко велел бороться с "мышкованием"

Лукашенко велел бороться с "мышкованием"

Дмитрий Тараторин

Белорусские правозащитники фиксируют большую системность в действиях власти против оппозиции

0
2386
Персоналистический социализм Николая Бердяева

Персоналистический социализм Николая Бердяева

Борис Романов

Самое страшное, если победит тип шкурника, думающего только о своих интересах

0
5002
Как в Германии нейтрализуют неугодных политиков

Как в Германии нейтрализуют неугодных политиков

Олег Никифоров

В преддверии выборов в Европарламент в стране идет массированная атака на правых популистов

0
2555

Другие новости