0
14149
Газета История Печатная версия

17.08.2021 16:26:00

Лепта самоотречения ради голодающих Поволжья

Квакер Гувер и русские баптисты в борьбе с бедствием 1921 года

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов – преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан‑баптистов.

Тэги: россия, ссср, рсфср, протестантизм, баптисты, история, голод, сша, гербер гувер, владимир ленин, большевики, политика, поволжье


14-12-4480.jpg
По некоторым данным, АРА кормила
до 10 млн человек. Дар американского народа.
Плакат начала 1920-х годов
с сайта www.hoover.org
«Приходится терпеть этот голодный год. И стоит роковой вопрос перед нашим крестьянством: жизнь или смерть? Жизнь, если люди осознают братство всех людей, воскресят в себе Бога и дадут взаимную должную помощь погибающим братьям. И мы все-таки не теряем веры в Бога и в людей, в торжество любви. И эта любовь к другим может спасти людей от всех бедствий, в том числе и от немилосердного голода. Надеемся, что люди с чуткой душой не останутся глухими к стону, страданиям погибающих честных тружеников земли и помогут чем могут», – с таким воззванием к международному сообществу обращался в 1921 году лидер российских протестантов Иван Проханов (1869–1935).

Всероссийский Союз евангельских христиан заключает договор с Центральным комитетом помощи голодающим на право производить сборы пожертвований как на территории РСФСР, так и за границей. По рекомендации Проханова в духовном центре был организован специальный отдел помощи голодающим.

13 июля 1921 года с просьбой о помощи к мировой общественности обратился Максим Горький. А в начале августа и сам председатель Совнаркома Ленин призвал пролетариев зарубежных стран откликнуться на бедствие в России.

Активное содействие правительству в установлении контактов с религиозными благотворительными организациями Запада оказывало руководство баптистских церквей в России. В результате руку помощи русскому народу протянули различные миссии и общества: миссия Фритьофа Нансена, Христианский союз молодых людей, Общества шведского Красного Креста, общины меннонитов, баптистов, квакеров. Первостепенная роль в благотворительном движении из-за рубежа принадлежала самой мощной и ведущей корпорации под названием «Американская администрация помощи» (American Relief Administration). Ее основатель – тогдашний министр торговли, а впоследствии президент США Герберт Гувер (1874–1964). Гувер родился и воспитывался в семье квакеров.

21 августа 1921 года директор европейского отделения корпорации Гувера Уолтер Браун подписал официальное соглашение о помощи советской России по ликвидации голода с заместителем наркома иностранных дел Максимом Литвиновым. По договору американцы брали на себя обязательство доставлять бесплатно и беспошлинно продукты и медикаменты в российские порты. Одно из главных условий, выдвинутых Гувером, – полная независимость от органов советской власти при распределении гуманитарных грузов. По одной из версий, это требование было связано с тем, что в памяти американцев сохранился негативный опыт 1892 года, когда в Российскую империю из США на кораблях было доставлено 15 тыс. т зерна и продуктов. Однако часть грузов до голодающих не дошла. Из-за нечестности и нерадения царских чиновников грузы частично были распроданы или сгнили на складах. Большевики тем более у Гувера доверия не вызывали, потому и были выставлены такие жесткие требования. Ленин по этому поводу сильно негодовал на Гувера, но тяжелейшее положение в стране все-таки вынудило большевистское правительство принять поставленные условия.

1 сентября 1921 года американский корабль «Феникс» причалил в порту Петрограда. Уже в первые недели сотрудники АРА развернули в Петрограде 120 кухонь для 42 тыс. детей. В скором времени отделения АРА открылись в 38 российских губерниях. В целом в отделениях работали 300 американских сотрудников, а более 120 тыс. работников было набрано из российских граждан.

Первоначальное недоверие крестьян к иностранцам быстро сменилось открытостью. В некоторых селениях «караваны» с американским продовольствием встречали колокольным звоном и сугубыми молитвами в храмах. От сельских жителей даже шли просьбы получить портрет Гувера для размещения в красном углу избы. Где-то возникали сложные проблемы с вакцинацией населения от тифа и холеры. Но когда было объявлено, что гуманитарная помощь будет выдаваться тем, кто пройдет вакцинацию, лед тронулся. В медпунктах стали выстраиваться длиннющие очереди.

По некоторым данным, АРА кормила до 10 млн человек, Общество американских квакеров – 265 тыс., Комитет Нансена – 138 тыс., Шведский Красный Крест – 87 тыс. Считается, что благотворительная акция Гувера как самая крупномасштабная в целом спасла жизни 9 млн человек.

Максим Горький в благодарственном письме Гуверу отмечал: «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских, которых вы спасли от смерти». Надежды Горького, что Гувер-гуманист будет долго жить в памяти русского народа, не оправдались. Во многом благодаря тому, что большевистская пропаганда старалась изо всех сил, чтобы голова советского человека не засорялась памятью о благотворителях из-за рубежа. Благотворители часто изображались как агенты разведок, работающих денно и нощно под разным прикрытием на подрыв советской власти. Пропагандистская кампания по дискредитации сотрудников АРА стала набирать мощные обороты сразу после завершения работы организации.

Поместные баптистские церкви, организуя помощь голодающим, действовали по двум направлениям. Специальные комитеты, созданные в церквах, занимались сбором средств, продуктов, вещей на местах. Когда стала поступать помощь от иностранных организаций и миссий, на базе баптистских церквей развертывались перевалочные и распределительные пункты.

От голода, как известно, в наибольшей степени страдали районы Поволжья. Не случайно Саратовская баптистская община оказалась одним из крупных, постоянно действующих связующих центров по распределению продовольствия и одежды. «В нравственном отношении нужно было быть в этом деле выше всяких подозрений, что нелегко удавалось, даже приходилось отказываться от своих личных пайков, – вспоминал пресвитер общины Гавриил Мороков. – В отношении одежды не менее 75% было роздано посторонним, не баптистам, а в отношении продуктов, так, например, от английских баптистов поступило через миссию доктора Нансена в лице мистера Вапстера 13 тыс. пудов муки для голодающих баптистов в Приволжском крае. Однако, чтобы мы не поступили здесь самолюбиво и по своему усмотрению поделились и с не баптистами – мы оставили за собой не более 1 тыс. пудов ржаной муки, передав все остальное Госкомпомголу в Саратове».

В богослужебном зале баптистской церкви Самары стояла большая деревянная ваза, куда клали кусочки хлеба, а потом сушили или раздавали голодным. Когда началась эпидемия тифа, женщины из церкви ухаживали за больными в Самарском лазарете. Все добровольцы сами переболели, а две скончались.

Возглавляемая Прохановым петроградская община регулярно устраивала особые служения «лепты самоотречения», когда каждый член общины должен был в чем-либо отказать себе в пользу нуждающихся. В дни христианских праздников делался специальный сбор пожертвований для больных и страждущих от голода в разных местах страны. От истощения страдал и сам Проханов, но отказывался от каких-либо благ и привилегий.

Местные комитеты помощи бедствующим открывались как филиалы специальных отделов, сформированных духовными лидерами в Петрограде и Москве. Если Проханов направлял свои обращения из Петрограда, то из Москвы с подобными посланиями «городу и миру» обращался Павел Павлов, видный представитель Союза баптистов и организатор отдела помощи голодающим. «Обращение к верующим России» и «Воззвание к протестантским церквам о деятельной христианской помощи голодающим» тоже не оставались «гласом вопиющего в пустыне». Один из ближайших помощников Павлова, Иван Довгалюк, отправил вагон с хлебом, прибывший из-за границы, лично Ленину, за что получил благодарственную телеграмму от вождя большевиков.

«Годы с 1917 по 1922 были временем великих страданий, которые посетили нашу страну, – писал Проханов в своей автобиографии. – Главное бедствие – недостаток пищи, одежды. Многие умерли от голода. Вся Россия представляла собой огромное кладбище, смерть косила людей. Число жертв было бы безмерным, если бы в это время не пришла помощь от американского народа через ассоциацию помощи АРА. Я не могу описать, с какой радостью мы получали эти продовольственные посылки. Без преувеличения могу сказать, что АРА спасла миллионы жизней от голодной смерти».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2399
Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
1917
Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Данила Моисеев

СМИ предупреждают избранного президента о вреде очередного шатдауна

0
2168
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
852

Другие новости