0
21381
Газета История Печатная версия

15.12.2020 17:11:00

«Марафон» разведчиков на Святую гору

35 лет назад госбезопасность Болгарии провела уникальную спецоперацию в афонском монастыре

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: история, болгария, документ, афон, монашество, монастырь, православие, веры, спецоперация, тодор живков, людмила живкова, госбезопасность, петр стоянов


история, болгария, документ, афон, монашество, монастырь, православие, веры, спецоперация, тодор живков, людмила живкова, госбезопасность, петр стоянов Монастырь Зограф представляет болгарское православие на Святой горе Афон. Фото с сайта www.zografnasledstvo.com

День святого Николая в болгарском монастыре Зограф отмечали с размахом. Прибывших из Салоников на Святую гору Афон трех болгарских дипломатов потчевали блюдами из свежей рыбы, а также вкуснейшим хлебом, испеченным монахами по местному рецепту, квашеной капустой и красным вином.

Гостей ублажали три дня. На четвертый день они тепло распрощались с радушными хозяевами. Среди этих троих дипломатов двое были профессиональными разведчиками, о чем монахи, разумеется, не знали. Когда садились в небольшой катер, один из гостей, офицер Державной сигурности (Государственной безопасности Болгарии) Иван Генев обратил внимание на то, что греческая полиция роется в сумках всех пассажиров, в том числе и дипломатов. Действовать надо было немедленно: дипломатические паспорта не сработают и вот-вот разразится грандиозный скандал!

– Венци, проверка тотальная! – быстро и негромко обратился разведчик к своему коллеге.

Тот среагировал мгновенно: украденная накануне в монастыре старинная книга перекочевала из портфеля за брючный ремень болгарского спецагента, худощавого Венцислава Агайна. Просторная рубашка навыпуск скрыла древнюю рукопись, которая через несколько дней с дипломатической почтой будет доставлена в Софию, и тогдашнему болгарскому лидеру Тодору Живкову руководители госбезопасности доложат, что операция «Марафон» завершилась успешно: из монастыря Зограф похищен оригинал «Славяно-болгарской истории» Паисия Хилендарского.

Как стартовал «Марафон»

В «Славяно-болгарской истории» – книге не только собственно исторической, но и публицистической, написанной болгарским иеромонахом Паисием Хилендарским в 1762 году, автор призывал своих соотечественников к сопротивлению османскому игу, к борьбе за культурно-национальное возрождение и достижение церковной самостоятельности. Работа Паисия Хилендарского сыграла в свое время большую роль в пробуждении и укреплении национального самосознания болгарского народа и оказала значительное влияние на развитие историографии этой балканской страны, утверждают историки.

Казалось бы – замечательная книга, памятник истории и культуры, открыто хранится в болгарском монастыре на Афоне, с ней знакомятся гости, историки, политики. «Славяно-болгарская история» – в надежных руках хранителей реликвии. Хранителей, представляющих православную Болгарию на Святой горе, находящейся, как известно, на территории Греции. Но такая ситуация не устраивала высших руководителей социалистической Болгарии. Людмила Живкова, председатель Комитета по искусству и культуре, дочь генерального секретаря ЦК БКП Тодора Живкова, выступила с инициативой вернуть на родину из европейских и других стран мира исторические артефакты и реликвии Болгарии.

Надо сказать, что любовь к культуре (как она ее понимала) у Людмилы Живковой была своеобразной. В 1970–1980-х годах в стране нарастал бум мистики и оккультизма, обостренный интерес к фракийцам. Живкова поддерживала загадочную и сверхпопулярную гадалку из Петрича бабу Вангу и одновременно – распространение буддизма в Болгарии. В этом пестром клубке философских и религиозных учений оставалось мало места провозглашенному коммунистами официальному атеизму. Но кто в авторитарном государстве будет спорить с дочерью первого лица?

В 1972 году с подачи Людмилы Живковой начала разрабатываться спецоперация госбезопасности по кодовым названием «Марафон». Суть ее – похищение подлинника рукописи Паисия и подмена ее копией. Людмила Живкова смогла убедить всемогущего отца, что это будет актом восстановления исторической справедливости. У Живковой был еще один сильный аргумент, когда она уговаривала своего отца дать добро на откровенную авантюру: в 1981 году исполнится 1300 лет основания Первого Болгарского царства, и пусть по такому случаю подлинник вернется на родину. Тодор Живков дал отмашку. И в 1972 году секретариат ЦК БКП принял решение о комплексе мероприятий по защите памятников культуры Болгарии за рубежом (так деликатно была сформулирована идея возвращения культурных памятников в Болгарию, в том числе из Зографского монастыря).

Операция была возложена на 14-й Департамент культурной и исторической разведки – крупное подразделение Державной сигурности. Вся работа проходила в режиме абсолютной секретности. Операция готовилась 13 лет. Прежде всего требовалось изготовить точную копию реликвии на основе тайком сделанных микрофильмов (сфотографировать рукопись удалось во время инвентаризации после пожара в Зографе).

Над созданием копии книги работали мастера своего дела: преподаватель Софийского университета фотографии доцент Михаил Энев и реставратор Петр Митанов. Работу курировали офицеры госбезопасности и руководители Комитета по делам религий (аналога того, что существовал в СССР). Копию действительно трудно было отличить от оригинала невооруженным глазом.

Операция непосредственно началась в 1982 году. К тому времени Людмила Живкова внезапно скончалась ночью в бассейне на территории правительственной резиденции «Бояна» на окраине Софии. Обстоятельства смерти до сих пор неясны, официально – инсульт.

В 1984 году к спецоперации был подключен секретный сотрудник в рясе. Внедренным в ряды братии был завербованный органами болгарской безопасности архимандрит Натанаил (Калайджиев), которому в секретной картотеке был присвоен псевдоним Благоев. Державна сигурность много сделала в свое время для того, чтобы монах Натанаил попал в Зограф.

В одном из рассекреченных документов болгарской госбезопасности читаем: «Архимандрит Натанаил имеет хорошую языковую подготовку, обладает множеством контактов с греческими богословами и духовными лицами, владеет хорошими возможностями решения задач отдела, для чего в 1980 году он был завербован в качестве СС (секретного сотрудника. – «НГР») с целью использования его для работы в Зографском монастыре. В связи с этим был обучен работе с фотоаппаратурой с целью документирования архивных и других материалов». И далее: «Вначале ему будут поставлены задачи общего характера с целью укрепления своих позиций и предотвращения расконспирирования:

– укрепление братства и позиций монастыря;

– сохранение памятников и ценностей в монастыре и его владениях, кельях и т.д.;

– изучение всевозможных способов принимать послушников с целью их использования в наших целях;

– обзаведение близких контактов с библиотекарями греческих монастырей с целью проникновения в них».

Секретный сотрудник получил солидную сумму в левах и драхмах. В конце документа говорится, что Благоеву-Натанаилу был дан пароль для связи с его контактным лицом – сотрудником госбезопасности. Им и был тот самый Иван Генев, которого осведомитель в рясе во время встреч в Салониках снабжал ценной информацией, в том числе касающейся «Славяно-болгарской истории».

21-11-2480.jpg
Древний манускрипт провел более 10 лет
в сейфе начальника Державной сигурности. 
Страницы из книги Паисия Хилендарского
«Славяно-болгарская история о народах
и царях болгарских». XVIII век
Доверчивый Пахомий

Уже ушедший на пенсию офицер спецслужбы Иван Генев недавно дал обширное интервью болгарской газете «Труд», где рассказал о неизвестных дотоле деталях этой уникальной спецоперации.

18 декабря 1985 года трое паломников (двое разведчиков под дипломатическим прикрытием и один «чистый» дипломат, не связанный со спецслужбой) ступили на Святую гору. Иван Генев, его коллега в погонах Венцислав Агайн и не связанный с разведкой дипломат Динко Пехливанов везли богатые подарки монахам. Из порта гости направились в столицу монашеской республики Карье, где получили разрешение на четырехдневное пребывание. Зимой ежедневно курсирует только один корабль, и они провели ночь в Карье, а на следующий день, 17 декабря 1985 года, катер отвез их в Зограф. В порту их ждал настоятель монастыря архимандрит Евфимий. В монастыре гостей тепло приветствовали монахи. По желанию прибывших их разместили вместе в одном номере гостиницы.

Гости присутствовали на вечернем богослужении, после которого настоятель показал им две церкви – святого Георгия Победоносца и Успения Пресвятой Богородицы. После торжественного ужина Иван Генев (официально он был советником и заместителем генерального консула Болгарии в греческих Салониках) договорился с библиотекарем монастыря, иеромонахом Пахомием (Волчевым), встретиться на следующий день в 9 часов утра. Гости попросили показать им библиотеку. Ту самую, где хранилась «Славяно-болгарская история».

– Он был почти горбатым, невысоким, трудно было понять то, о чем он говорил, – вспоминал о Пахомии Иван Генев. – Только я мог разобрать его речь, остальные же оглядывались на меня, чтобы я объяснил им его слова. В Софии мы заранее обсуждали, стоит ли ему довериться, но решили провести подмену без его ведома, так как подумали, что он будет сопротивляться. Отец Пахомий был очень ревностным опекуном и строго следовал правилу, согласно которому из библиотеки ничего не выносилось… Он знал меня как заместителя генерального консула в Салониках, где мы несколько раз встречались, когда он приезжал с горы Афон.

Утром в библиотеку болгарские гости пришли с большой прозрачной коробкой из плексигласа. Пахомию уже было известно, что ее специально привезли для более бережного хранения реликвии. С собой у пришедших был портфель, где ждала своего часа искусная подделка книги Паисия. На портфель хранитель особого внимания не обратил.

Гости внимательно знакомились с редкими книгами, которые им показывал библиотекарь. О «Славяно-болгарской истории» он говорил с придыханием, бережно перелистывая древние страницы рукой в матерчатой перчатке. Когда экскурсия уже подходила к концу, Иван Генев попросил Пахомия подняться на второй этаж библиотеки и принести некий документ. Монах нехотя, с видимым трудом стал подниматься по лестнице. Это был «момент истины»!

– Я быстро взял оригинал и передал его Венци, а копию положил в коробку. Мы раскрыли книгу на странице 34, как и оригинал, – рассказывал Иван Генев. – Динко ничего не заметил, потому что в то время он с интересом осматривал экспонаты. Мы едва промазали быстросохнущим клеем и закрыли крышку коробки из плексигласа, как Пахомий вернулся с документом. Я ему сказал: «Отец, мы это сделали, чтобы рукопись хорошо сохранилась, чтобы каждый, кто приходит в монастырь, ее не касался». У священника не возникло никаких подозрений…

Теперь оригинал реликвии находился в портфеле Агайна. Того самого, который через два дня тайно от греческой таможни провезет ее под брючным ремнем.

Итак, офицеры госбезопасности Иван Генев (агентурный псевдоним Бижев) и Венцислав Агайн (псевдоним Ивов) справились с поставленной перед ними задачей. Позже Генев напишет в своем отчете: «Отец Пахомий несколько раз выразил радость по поводу того, что «книгу» (в кавычках это слово стоит в оригинале документа. – «НГР») в будущем уже никто не станет трогать и она будет храниться таким замечательным образом. Он сообщил, что за две недели до нас монастырь посетили трое наших граждан из Пловдива, которые сильно его нервировали, когда сказали, что эта «книга» не оригинал, а копия».

Наивный Пахомий, знал бы, что дело обстоит на самом деле с точностью до наоборот…

Участники операции были награждены приказом министра госбезопасности: Генев и Агайн получили повышение, а Пехливанов – медаль.

Из отчета Ивана Генева руководству Державной сигурности: «Сохранение в полной тайне операции имеет большое значение в будущем. Нужно учитывать и тот факт, что копия имеет отличия от оригинала, и можно допустить, что это может быть замечено отцом Пахомием или другими знатоками, в том числе потому, что копия неудачно открыта на странице, и теперь ее передняя часть торчит в коробке». Вероятно, разведчик имел в виду чуть искривившийся книжный разворот.

Возвращение реликвии

Сомнения в целесообразности этой сложной операции – не только в организационно-техническом, но и морально-политическом смысле – закрались в душу Генева, как он утверждает, сразу после выполнения задания. Он был удивлен и даже слегка обижен, узнав, что, когда книгу привезли в Болгарию и доставили Тодору Живкову, тот только и сказал: «Хорошо» – и пожал плечами. После чего драгоценная рукопись много лет хранилась в сейфе начальника разведки Болгарии.

Когда настали новые, демократические времена и эта история стала достоянием гласности, возмущение прокатилось не только по Болгарии, Греции (особенно по Афону), но и по всему православному миру. В Греции было возбуждено уголовное дело.

О том, что в монастыре Зограф находится копия, а оригинал заперт в сейфе руководителя Национальной разведывательной службы Болгарии генерала Бриго Аспарухова, в 1992 году объявил на специальной пресс-конференции реставратор Петр Митанов (тот самый, что изготовил подделку). Но, как и положено спецслужбе, болгарская разведка все отрицала. Тогда в дело вмешалась военная прокуратура. Военный прокурор Болгарии Лилко Йоцов в 1993 году заявил, что специальная комиссия провела экспертизу рукописи, находящейся в сейфе Аспарухова, и это действительно оригинал Паисиевой «Истории».

Высокие чины болгарской госбезопасности продолжали отводить удар от себя. В 1996 году Бриго Аспарухов тайно передал оригинал «Славяно-болгарской истории» директору Национального исторического музея Божидару Димитрову. Димитров, связанный со спецслужбами, подыграл Державной сигурности и сфабриковал легенду о том, что якобы некий аноним подбросил реликвию, завернутую в газету, прямо под дверь служебного кабинета директора музея. Вот уж чудо из чудес! Вскоре книга была выставлена в Национальном историческом музее. Началась кампания (опять-таки инспирированная госбезопасностью) за то, чтобы оставить реликвию в Болгарии.

Но вмешался тогдашний президент демократической Болгарии Петр Стоянов. Он принял твердое решение вернуть оригинал в Зограф. 12 января 1998 года Божидар Димитров передал оригинал «Славяно-болгарской истории» настоятелю Зографа архимандриту Амвросию. Дело о похищении в Греции было закрыто, скандал постепенно утих.

Реликвию вернули на место, и за дерзкое похищение по большому счету никого наказали, если не считать разоблачительных статей в прессе. Непосредственные исполнители похищения – Генев, Агайн и Пехливанов благополучно ушли на пенсию. Примечательная деталь: двое из них, как раз разведчики, побывали в 1985 году на Святой горе в первый и последний раз.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2623
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2489
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
5082
Ценности православия под защитой шариата

Ценности православия под защитой шариата

Милена Фаустова

В Объединенных Арабских Эмиратах обсудили духовные запросы мирового большинства

0
2246

Другие новости