Спустя четыре столетия после раскола и гонений на Аввакума староверов вписали в «духовную номенклатуру» России. Фото с сайта www.rpsc.ru |
Но можно ответить на вопросы: а был ли иной выход у тех, кто во имя своих убеждений ушел в бескомпромиссный раскол с церковью, которую поддерживала самодержавная власть русских государей? Кто беспощаднее гнал староверов – епископы синодальной церкви или чиновники империи?
Архивы позволяют дать приблизительные ответы на эти вопросы. Например, известно, что епископы часто более непримиримо относились к «раскольникам», чем государевы чиновники. О чиновничьем «небрежении» можно сказать немало. Так, саратовский губернатор Алексей Панчулидзев получил выговор Сената за допущение строительства старообрядческой часовни. Пришлось оправдываться перед Петербургом за уступки «раскольникам» и его преемнику – Федору Переверзеву, хотя как раз при нем закрыли иргизские монастыри староверов. Доносчиком был местный епископ. Доносили и в других местах. Узнав, что губернатор Кирилл Тюфяев утвердил своей властью 31 брак, венчанный по старому обряду, епископ Пермский Дионисий (Цветаев) подал в столицу секретный рапорт. Синод настоял на суде над супругами.
Епархиальная власть призывала подчиненный ей клир сотрудничать с чиновниками в искоренении староверия, объясняя, что делать самим священникам. Так, Пермская консистория потребовала от одного благочинного предать гражданскому суду крестьян-староверов двух заводов Екатеринбургского уезда (ГАПК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 27. Л. 105–105 об.). Митрополит Тобольский Павел (Конюшкевич) учредил «раскольническую комиссию», славшую в глубинку команды. Внезапно являясь в селениях, они лишь по подозрению в староверии хватали людей, надевали на них оковы, а сами грабили дома. Даже Сенат призвал митрополита действовать «мечом духовным, а не уголовным».
Непримиримый настрой иерархов изобличала уже их лексика. Епископ Павел (Подлипский) пожелал коллеге: «Дай вам Господь силы и разум разрушить гнездо раскольническое» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 910. Л. 10). Архиепископ Симбирский Анатолий (Максимович) называл старообрядцев «изуверами», опутанными «сетями сатанинскими» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 839. Л. 35, 39).
Иногда в епархиях реагировали на излишнюю ретивость рядовых исполнителей. В 1860 году в Перми архиепископ Неофит (Соснин) изгнал из консисторского присутствия священника, вымогавшего деньги у староверов. Бывало, миссионеры синодальной церкви склоняли староверческих дочерей к побегу от своих родителей «с похищением даже домашнего их движимого имущества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 918. Л. 49). О некоторых миссионерах рассказывал митрополит Серафим (Глаголевский): отбирают у старообрядцев книги, «входят усильно в их молитвенные дома, заставляют убирать с мест аналои… и вообще стеснительными действиями не только не склоняют их к принятию православия, но более и более отвращают от того сердца их» (там же. Л. 50).
В «либеральные» времена Синод обращал внимание на беззаконие. В 1762 году, учтя мнение императора Петра III, выпустил постановление «О защите раскольников от чинимых им обид и притеснений». Спустя два года синодалы наказали протопопа Савина за принуждение старообрядца поклоняться иконе, написанной в официальном стиле. В 1768 году Синод предписал епископу Костромскому Дамаскину (Аскоронскому): «Раскольникам… обид не чинить». Одновременно рекомендовал поступить с верующими синодальной церкви, ушедшими к староверам, «по всей строгости законов». В 1799 году Синод обязал архиереев возвращать староверам отобранные у них книги. А в 1845-м синодалы поручили церковникам «по предмету раскола не обращаться с требованиями или доносами к светским властям» (РГИА. Ф. 796. Оп. 2. Д. 19. Л. 2).
При Николае I для взаимодействия светских и духовных властей открылись Секретно-совещательные комитеты. Результатом их работы стала активизация судов в преследовании староверов. Лишь с 1842 по 1846 год ревнители старой веры потеряли около 250 молитвенных домов. Министерство внутренних дел обязали повсеместно закрывать их скиты. В этом участвовала и церковь.
Но была ли польза от союза церкви и государства в борьбе со староверами? В 1840 году епископ Екатеринбургский Анатолий (Мартыновский) писал: «Здесь (в Екатеринбургском уезде – «НГР») опять полиция успела по нашей просьбе схватить… раскольника» (ОР РНБ. Ф. 1186. Ед. хр. 3. Л. 27). Но полиция была сдержаннее духовенства. «Кыштымские раскольники проныряют через исправника, который им покровительствует» (ОР РНБ. Ф. 1186. Ед. хр. 3. Л. 78), – жаловался преемник Мартыновского Мельхиседек (Золотинский).
«Исправник – покровитель раскола. О исправники, исправники!!!»– негодовал архиепископ Пермский Аркадий (Федоров) (ОР РНБ. Ф. 790. Ед. хр. 929. Л. 25). Не были довольны полицией и в других регионах. Упомянутый Максимович рассказывал об одном из благочинных Симбирской епархии. Зайдя вместе с квартальным в старообрядческий храм и увидев, что «беглый» священник исповедует, благочинный попросил полицейского арестовать священника, но тот отказался, зная, что городническое правление не имеет претензий к клирику. Не увенчалась успехом и попытка архиепископа заручиться в деле «беглого» поддержкой губернатора. Проблему решило лишь «высочайшее повеление».
Что до Аркадия (Федорова), то он ругал и губернатора с его чиновниками: «О, местное светское начальство!!! Время бы им познать и пользу службы для Отечества» (ОР РНБ. Ф. 790. Ед. хр. 929. Л. 19 об.), понимая под «службой» жестокость к староверам. Губернатор же считал, что архиепископ зашел слишком далеко. Не был доволен губернской властью и епископ Павел (Подлипский): «Удалось монастырь раскольнический… обратить в единоверческий, но… канцелярия губернатора все дело испортила» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 910. Л. 18). В 1851 году архиепископ Литовский Иосиф (Семашко) пожаловался в Синод на генерал-губернатора Илью Бибикова, обвинив его в «покровительстве нескольким древлеправославным попам» (Русская старина. 1889. Май. С. 321).
Но чего хотели те, кто преследовал ревнителей старых обрядов? Их покаяния и присоединения к официальному исповеданию? Или пребывания их в униженном состоянии – в назидание тем, кто осмеливается идти против духовных указаний сверху? В глубине души, как это ни парадоксально, некоторые иерархи были против присоединения староверов к государственной церкви. Архиепископ Анатолий (Максимович) признавался: «Они для нас были бы хуже католических униатов» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 839. Л. 39).
комментарии(0)