Юлиан проиграл спор со своей эпохой и поэтому остался в истории Отступником. Фото Эш Кроу
Прошло десять лет с тех пор, как Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОРКСЭ) в составе федерального государственного образовательного стандарта в школах страны. Если древнеримский император Юлиан, кстати, племянник того самого императора Константина Великого, благодаря эдикту которого христианство стало дозволенной религией в 313 году, наблюдает за Россией с того света, то гневу его скорее всего нет предела. Ведь именно Юлиан 17 июня 362 года издал особый указ, запрещающий не только духовенству, но и христианам вообще преподавать в школах.
Свое вето он объяснил так: «Мы считаем, что истинное учение заключается не в прекрасном звучании речи, но в здравом суждении разумной души и истинных представлениях о хорошем и плохом, прекрасном и постыдном. И кто думает одно, а учит своих учеников другому, тот, очевидно, так же далек от преподавания, как и от того, чтобы быть честным человеком. И если у кого-нибудь в чем-либо, самом малом, есть расхождение между мыслью и словом, то все равно это – зло, хотя и терпимое; но если кто в величайших вещах думает одно, а учит другому, противоположному своим мыслям, то разве это не образ действий торгашей, причем не дельных торговцев, а самых негодных людей? Ведь они восхваляют больше всего то, что сами же считают наиболее дурным, привлекая и обманывая похвалами тех, кому, как я думаю, хотят всучить свои плохие товары. Итак, всем, заявляющим о своем намерении что-либо преподавать, надлежит быть людьми нравственными, не таить в душе мыслей, враждебных тем, какие они излагают публично».
Интересно, что сам Юлиан в детстве был крещен, а предубеждение против христианства и его последователей возымел в отрочестве. Вина за это отчасти лежит на епископе Евсевии Никомедийском, участнике Первого Вселенского собора и последователе ереси арианства, осужденной как императором Константином, так и церковью. Именно этот епископ, который занимался воспитанием будущего императора, участвовал в устранении отца Юлиана и лжесвидетельствовал по обвинению жертв расправы в отравлении императора Константина. Молодой Юлиан, тесно общавшийся с иерархом, хорошо знал о его злодеяниях и был разочарован в учении Христа. Более того, всю юность Юлиану пытались втолковать учение ариан, которое не было понятно подростку и лишь раздражало его. Свою роль сыграли и интриги, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику империи. Часто те или иные несправедливые поступки провозглашались от имени Христа, что также не добавляло юноше веры. А убийство в 354 году родного брата Юлиана – Галла по приказу правившего тогда императора Констанция II, поддерживавшего ариан, сделало христианство как таковое будущему властителю и вовсе ненавистным.
Позже Юлиан, вынужденный бежать в Афины, чтобы спасти свою жизнь, познакомился с преподавателями классической философии и литературы, остававшимися язычниками, посещал их лекции и увлекся неоплатонической философией. В Афинах он и был посвящен иерофантом (жрецом) в элевсинские мистерии. Позже, став императором, решил вернуть язычество, от которого в государстве почти ничего не осталось. Однако, понимая, что возродить былую религию в первоначальном многобожном виде было уже невозможно, он решил реформировать язычество в сторону монотеизма, возвысив в своем пантеоне главного бога. Император планировал создать силу, которая могла бы более успешно вести борьбу с христианской Церковью. Своему язычеству он присвоил и некоторые внешние черты церковного устройства: языческое духовенство организовывалось по образцу иерархии церкви, во время служений было введено пение, и служители нового культа должны были произносить проповеди, а от жрецов требовались безупречность, благонравие и благотворительность.
За время своего владычества Юлиан Отступник, как прозвали его в христианском мире, также уволил всех последователей Христа из армии и с государственных должностей, наложил запрет на ряд книг, содержащих критику язычества.
«Школьный» эдикт, по сути, не только запрещал христианам учить, но и учиться. Несмотря на то что там было написано, что «никому из юношей не запрещается посещать занятия», поскольку «неразумно закрывать лучший путь перед мальчиками, не знающими еще, к чему обратиться, и против воли, страхом влечь их к вере предков», верующие не желали отправлять своих детей в языческие школы, «поругающие» учение Христа.
комментарии(0)