0
12251
Газета История Печатная версия

16.06.2020 18:50:00

Как император Юлиан изгнал христиан из педагогики

Властитель полагал, что преподавать в школах должны «нравственные люди»

Тэги: римская империя, византия, аринство, христианство, ереси, эдикт, язычество, император константин, император юлиан, россия, орксэ


римская империя, византия, аринство, христианство, ереси, эдикт, язычество, император константин, император юлиан, россия, орксэ Юлиан проиграл спор со своей эпохой и поэтому остался в истории Отступником. Фото Эш Кроу

Прошло десять лет с тех пор, как Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОРКСЭ) в составе федерального государственного образовательного стандарта в школах страны. Если древнеримский император Юлиан, кстати, племянник того самого императора Константина Великого, благодаря эдикту которого христианство стало дозволенной религией в 313 году, наблюдает за Россией с того света, то гневу его скорее всего нет предела. Ведь именно Юлиан 17 июня 362 года издал особый указ, запрещающий не только духовенству, но и христианам вообще преподавать в школах.

Свое вето он объяснил так: «Мы считаем, что истинное учение заключается не в прекрасном звучании речи, но в здравом суждении разумной души и истинных представлениях о хорошем и плохом, прекрасном и постыдном. И кто думает одно, а учит своих учеников другому, тот, очевидно, так же далек от преподавания, как и от того, чтобы быть честным человеком. И если у кого-нибудь в чем-либо, самом малом, есть расхождение между мыслью и словом, то все равно это – зло, хотя и терпимое; но если кто в величайших вещах думает одно, а учит другому, противоположному своим мыслям, то разве это не образ действий торгашей, причем не дельных торговцев, а самых негодных людей? Ведь они восхваляют больше всего то, что сами же считают наиболее дурным, привлекая и обманывая похвалами тех, кому, как я думаю, хотят всучить свои плохие товары. Итак, всем, заявляющим о своем намерении что-либо преподавать, надлежит быть людьми нравственными, не таить в душе мыслей, враждебных тем, какие они излагают публично».

Интересно, что сам Юлиан в детстве был крещен, а предубеждение против христианства и его последователей возымел в отрочестве. Вина за это отчасти лежит на епископе Евсевии Никомедийском, участнике Первого Вселенского собора и последователе ереси арианства, осужденной как императором Константином, так и церковью. Именно этот епископ, который занимался воспитанием будущего императора, участвовал в устранении отца Юлиана и лжесвидетельствовал по обвинению жертв расправы в отравлении императора Константина. Молодой Юлиан, тесно общавшийся с иерархом, хорошо знал о его злодеяниях и был разочарован в учении Христа. Более того, всю юность Юлиану пытались втолковать учение ариан, которое не было понятно подростку и лишь раздражало его. Свою роль сыграли и интриги, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику империи. Часто те или иные несправедливые поступки провозглашались от имени Христа, что также не добавляло юноше веры. А убийство в 354 году родного брата Юлиана – Галла по приказу правившего тогда императора Констанция II, поддерживавшего ариан, сделало христианство как таковое будущему властителю и вовсе ненавистным.

Позже Юлиан, вынужденный бежать в Афины, чтобы спасти свою жизнь, познакомился с преподавателями классической философии и литературы, остававшимися язычниками, посещал их лекции и увлекся неоплатонической философией. В Афинах он и был посвящен иерофантом (жрецом) в элевсинские мистерии. Позже, став императором, решил вернуть язычество, от которого в государстве почти ничего не осталось. Однако, понимая, что возродить былую религию в первоначальном многобожном виде было уже невозможно, он решил реформировать язычество в сторону монотеизма, возвысив в своем пантеоне главного бога. Император планировал создать силу, которая могла бы более успешно вести борьбу с христианской Церковью. Своему язычеству он присвоил и некоторые внешние черты церковного устройства: языческое духовенство организовывалось по образцу иерархии церкви, во время служений было введено пение, и служители нового культа должны были произносить проповеди, а от жрецов требовались безупречность, благонравие и благотворительность.

За время своего владычества Юлиан Отступник, как прозвали его в христианском мире, также уволил всех последователей Христа из армии и с государственных должностей, наложил запрет на ряд книг, содержащих критику язычества.

«Школьный» эдикт, по сути, не только запрещал христианам учить, но и учиться. Несмотря на то что там было написано, что «никому из юношей не запрещается посещать занятия», поскольку «неразумно закрывать лучший путь перед мальчиками, не знающими еще, к чему обратиться, и против воли, страхом влечь их к вере предков», верующие не желали отправлять своих детей в языческие школы, «поругающие» учение Христа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3808
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
4883
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
5276
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5665

Другие новости