Образы ада допускались и на вполне каноничных иконах. Но – строго на своем месте. Неизвестный художник. Шейтан на Cтрашном суде. XVIII век. Львовский исторический музей, Украина
Термин «адописный», согласно «Полному церковнославянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко, означает «написанный во аде, в подземном мучилище». Изобразительные произведения на сюжеты из преисподней, конечно же, создавались в нашем мире, но не вполне благочестивыми иконописцами. Изображение дьявола или демона пряталось мастером под красочным слоем либо левкасом. Поверх нечистой силы писался почитаемый верующими религиозный образ: Спаситель, Богоматерь или святой христианской Церкви.
Первое известное нам упоминание русской «адописной» иконы обнаруживается в житии Василия Блаженного (1469–1557). Среди совершенных этим известным юродивым «чудес» числится разоблачение одного адского изображения. На Варварских воротах Китай-города в Москве находилась икона Богоматери, почитавшаяся верующими в качестве чудотворной. Однако Василий сделал то, чего никто не ожидал: схватил камень и бросил его в образ. Икона была повреждена. Глубоко возмущенные действиями юродивого верующие чуть было не совершили над ним расправу, но Василий попросил, чтобы недовольные поскребли красочный слой. Люди исполнили то, что сказал Василий, и, к своему удивлению, обнаружили под образом Богородицы изображение дьявола. По преданию, мастер, создавший «адописную» икону, был казнен.
Скрытые изображения нечистой силы было сложно найти. На первый взгляд такие иконы ничем не отличались от обычных. В основном образы адских существ становились видны, когда портился слой краски, на котором был изображен вполне каноничный лик. Это происходило, если икона получала серьезное повреждение или была очень старой либо верхний слой наносился некачественно.
Существуют разные версии того, кто и зачем создавал «адописные» иконы. Поклонение образу, спрятанному за краской, гарантировало чернокнижнику защиту от разоблачений. Ведь со стороны казалось, что человек почитает обычную икону. Среди суеверных людей было распространено мнение о том, что этим занимаются также колдуны, желающие навредить добрым христианам. Согласно такому поверью, богомолец получал в дар от недоброжелателя образ, не подозревая, что под священным ликом скрывается нечистая сила. Бытовало еще поверье, что антихрист явится в мир через «адописную» икону.
Есть более приземленная версия: «адописные» изображения были плодом мошеннической деятельности некоторых офеней, странствующих торговцев. Действовали они по определенной схеме. Сначала один торговец продавал крестьянину икону с подвохом. Через какое-то время к покупателю подходил его сообщник и начинал расспрашивать о покупке. В ходе разговора подставной торговец брал купленную крестьянином икону, принимался скрести внешнюю поверхность и, сдирая красочный слой, показывал находившееся под ним изображение нечистой силы. Крестьянин приходил в ужас от увиденного, а офеня предлагал ему купить уже настоящую икону. Тот соглашался. Свою мошенническую схему жулики выполняли множество раз.
Этот сюжет попал в «Запечатленный ангел» Николая Лескова. Есть в повести такой эпизод: «Имел я в этот вечер большой разговор с двумя изографами и получил от них ужасное огорчение. Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
– Ты гляди, человече, этой иконе не поклоняйся.
Я говорю:
– Почему?
А он отвечает:
– Потому что она адописная, – да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
– Господи! – заплакал я, – да что же это такое?
– А то, – говорит, – что ты не ему, а мне закажи.
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами».
Писатель, интересовавший иконописью, посвятил рассматриваемой теме статью «Об адописных иконах», опубликованную в журнале «Русский мир» в 1873 году.
Были случаи, когда обнаружение замаскированных изображений вызывало массовое беспокойство и смятение. Так, в одной из южных губерний Российской империи крестьяне под святым ликом обнаружили образ врага рода человеческого. Более того, там находилась зловещая надпись, которая до этого скрывалась за слоем краски: «Поклонись мне семь лет – будешь мой навеки». Крестьяне пришли в ужас. Возникло опасение, что могут быть и другие «адописные» иконы. Слухи о замаскированных дьявольских изображениях стали стремительно распространяться. В итоге в нескольких южных губерниях начались волнения среди крестьян.
Надо отметить, что все это было во времена оны. До наших дней не дошло ни одного спрятанного под иконным ликом образа нечистой силы. Сторонники существования тайных адовых образов объясняют отсутствие современных примеров тем, что либо самих изображений было мало и они по каким-нибудь причинам не уцелели, либо их просто еще не нашли, но в будущем обязательно обнаружат. По мнению же скептиков, если бы тайные изображения нечистой силы существовали, то хоть какие-то экземпляры должны были сохраниться или быть найдены. Также они подвергают критике гипотезы происхождения «адских» произведений. Дискуссии продолжаются до сих пор.
комментарии(0)