0
7480
Газета История Печатная версия

18.02.2020 16:38:00

Не так пели

Никон обиделся на патриарха и потому затеял реформы

Тэги: рпц, реформы, патриарх никон, царь алексей михайлович, протопоп аввакум, старообрядчество, бунт, история, многоголосное пение


3-16-1350.jpg
Патриарх Иосиф искоренял новизну в мелочах,
 и эта мелочность потом отозвалась великим
расколом. Патриарх Московский Иосиф.
Лубок XIX века
Если бы высокое начальство иногда прислушивалось к мнению простого духовенства и запросам верующих, то, наверное, многих трагедий в истории удалось бы избежать. Яркий пример тому – соборное уложение патриарха Иосифа от 19 февраля 1651 года, которым он запрещал использование многоголосного пения во время богослужений и предписывал только правило «единогласного чтения при отправлении божественных служб». «Такоже и аз смиренный, Божиею милостию Иосиф, патриарх Московский и всеа Русии, с сыновы своими, с митрополиты и архиепископы и со всем освященным собором Российскаго государства, се соборное изложение подтвержаю и укрепляю и впредь церковному пению быть по правилом святых отец и по уставу во всем неизменно, как положено в Стоглаве», – утверждала первосвятительская грамота.

Этот патриарший указ во многом стал причиной церковного раскола, который произошел спустя несколько лет при патриархе Никоне. Ведь Никон, среди других священнослужителей, выступал за введение так называемого партесного (многоголосного) пения вместо принятого тогда и подтвержденного Стоглавым собором 1551 года наонного (раздельноречного).

Имя будущего патриарха Никона впервые прозвучало в российской истории в 1646 году. Тогда еще безызвестный игумен северной Кожеозерской пустыни Никита Минов (мирское имя Никона) присоединился к недавно образованному кружку «ревнителей церковного благочестия», или «боголюбцев», которые выступали за необходимость определенных церковных реформ, призывали к соблюдению христианской морали, много внимания уделяли проповеди, устраивали центры христианского просвещения, стремились поднять авторитет церкви в глазах народа. Среди членов кружка был, кстати, и молодой царь Алексей Михайлович, с которым у тогдашнего патриарха Иосифа были очень непростые взаимоотношения. Игумен Никон очень быстро произвел на царя благоприятное впечатление, что позволило ему сделать головокружительную карьеру: всего через три года он был возведен в сан митрополита и в 1649 году стал главой новгородской кафедры. Как раз на Новгородской земле и начались его эксперименты с введением многоголосного церковного пения. При этом многие биографы Никона утверждали, что реформа церковного пения шла не только по образцу византийской традиции, но и западной, в том числе итальянской. За это в Европе будущего русского первоиерарха даже прозвали «русским Лютером». Никон, кстати, был не единственным, кто ратовал за модернизацию богослужения. Партесное пение постепенно начало распространяться по разным епархиям. Поэтому уложение патриарха Иосифа о запрете этого начинания сильно задело радетелей многоголосья.

К 1651 году в самом кружке боголюбцев начались серьезные раздоры по поводу выбора пути церковной реформы. Епископ Коломенский Павел, протопоп Аввакум (главный оппонент Никона) и протопоп Иоанн Неронов ревностно выступали за реформирование церкви по русскому образцу, на основе постановлений знаменитого Стоглавого собора 1551 года. Митрополит Никон и царь Алексей Михайлович склонялись к реформированию по современному им греческому образцу, почитая его эталоном древнего церковного предания. Весной 1652 года патриарх Иосиф скончался, и церковь не без участия царя возглавил Никон. Почти сразу он разослал по всем епархиям предписание совершать крестное знамение тремя перстами, а не двумя, как ранее, занялся пересмотром и исправлением богослужебных книг и текстов по греческим образцам, подкорректировал Символ веры, повелел изменить количество земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина с 16 на 4, потребовал в иконописи ориентироваться на греческие образцы, конечно же ввел многоголосное пение, а также узаконил обычай произносить проповеди собственного сочинения. Эти и многие другие новшества были одобрены церковными Соборами 1654–1655 годов. Реформы Никон вводил насильственно, что вызвало недовольство как духовенства, так и населения, в том числе и тех, кто ранее поддерживал нововведения. В итоге в конце 1660-х годов произошел раскол, сопровождающийся беспощадными бунтами. Не принявшие новшества раскольники образовали особую ветвь православия – старообрядчество, которое, в свою очередь, постепенно также разделялось на различные толки и течения.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба русского православия, если бы патриарх Иосиф не подписал «Соборное уложение» в феврале 1651 года. Вполне вероятно, что реформы все-таки происходили бы, но по более мягкому и не столь кровопролитному сценарию. Любое действие вызывает противодействие. Впрочем, этот закон Исаак Ньютон открыл лишь спустя несколько лет после начала церковного раскола в Русском царстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3303
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
3102
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
1909
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
1793

Другие новости