0
13934
Газета История Печатная версия

14.01.2020 15:52:00

Как Иван Грозный боролся с церковным стяжательством

Памятник царю в Астрахани готов профинансировать православный cпонсор

Тэги: древняя русь, рпц, православие, царь иван грозный, церковь, собственность, земли, указ, памятник


древняя русь, рпц, православие, царь иван грозный, церковь, собственность, земли, указ, памятник

Недавно памятник Ивану Грозному появился в Александрове, на очереди – Астрахань.

Фото со страницы музея-заповедника «Александровская слобода» в «ВКонтакте»

В Астрахани 20 января завершится опрос общественности по поводу установки в городе памятника русскому царю Ивану IV Грозному. Готовность частично профинансировать возведение монумента высказал бизнесмен Константин Малафеев, заместитель главы Всемирного русского народного собора, работающего под эгидой Московского патриархата. Впрочем, в Русской церкви отношение к Ивану Грозному далеко не однозначное. Царь не во всем жаловал духовенство. Взять хотя бы такой эпизод истории: 15 января 1580 года самодержец подписал так называемый «Приговор», согласно которому церковное землевладение отныне стало полностью подконтрольно государству.

Текст документа был сформулирован в ходе Земского собора (собрание представителей всех слоев населения) и продолжил политику Ивана по поддержке дворянства и ограничению роста церковных земель, которую он начал еще на Стоглавом соборе 1551 года. Тогда царь запретил церкви принимать новые земли и поместья в дар без своего разрешения, духовенству возбранялось давать деньги в долг, а за нарушение запрета на бесконтрольную передачу или продажу земель церкви они конфисковывались в пользу государства без какой-либо компенсации. Однако властителю этого показалось недостаточным.

В «Приговоре» за церковью, с одной стороны, закреплялось все то, что находилось в ее собственности к моменту принятия документа, с другой – уже с 15 января 1580 года монастыри не могли не только приобретать новые земли, но и составлять закладные на вотчины. «А от сего дни вперед, з генваря пятого на десять дня вотчинником вотчин своих по душам не давати, а давати за них в манастыри денги, которое село чего судит», – гласил текст. Если такие случаи становились известны, то наказание было одно – конфискация этих земель, считавшихся «незаконно полученными». Хотя церковники очень скоро нашли, как избежать суровой кары – закон не лишал права землевладельцев завещать свои наделы церкви. Земельное имущество поступало в распоряжение государства и использовалось для раздачи воинским чинам, а монастыри получали за это хорошее денежное возмещение из казны. Но это не касалось княжеских вотчин – их судьба в каждом отдельном случае определялась царем.

Отдельным положением был вынесен и вопрос о наделении церкви землей. Согласно «Приговору», отныне это становилось возможным лишь в случае непригодности церковной земли для ведения хозяйства или в случае ее отсутствия при учреждении, например, нового монастыря. Земли давались царем по челобитью со стороны заинтересованного духовенства, но вопрос о предоставлении наделов должен был решаться как Боярской думой, так и Освященным собором – собранием высших иерархов.

Историки полагают, что «Приговор» имел целью вернуть царю поддержку дворянства, разоренного войной и внутренней политикой Ивана III. При этом историк-славист Борис Флоря назвал документ «демагогическим трюком». Во многом поэтому, по мнению специалиста, ни одно из уложений Собора на практике так и не было применено. По утверждению археографа и профессора Московского государственного университета Сергея Веселовского, земельные вклады в монастыри продолжали поступать, в том числе и от князей. В том, что «Приговор» так и остался лишь на бумаге, по его мнению, виноват был государственный аппарат, «расшатанный опричниной и войной». Да и сам Иван Грозный к моменту Собора уже был тяжело болен, а после подписания текста прожил всего четыре года, а потому не успел в полной мере провести задуманную им церковно-земельную реформу.

Впрочем, в июле 1584 года, уже после кончины Ивана IV, «Приговор» об ограничении церковного землевладения 1580 года был практически полностью подтвержден на очередном Земском соборе, возглавил который младший сын Грозного царь Федор Иоаннович. Правда, в некоторых случаях поправки, внесенные в текст соборного уложения, существенно изменили смысл первоначальных норм. Так, в соответствии с «Приговором» 1580 года государство выкупало завещанные вотчинником земли у монастырей и передавало роду вотчинника независимо от дальности родства. Тогда как редакция 1584 года ограничила круг наследников лишь ближайшими родственниками.

«Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. Море крови было пролито на Руси» – так говорил в 2009 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А уже в 2016 году глава РПЦ поддержал установку царю первого в истории памятника. Сейчас в стране уже три памятника Грозному. Второй после долгих передряг появился в начале декабре 2019 года в городе Александровe Владимирской области. Третий, при участии митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова), был открыт в Чебоксарах 26 декабря. Появится ли четвертый монумент царю-«беззаконнику» – покажет время. Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 2016 году, более 70% россиян положительно оценивают роль Ивана Грозного в истории, а 65% одобрили бы установку памятника ему в своем родном городе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
2600
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
3071
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
4836
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
3800

Другие новости