Со временем указ Тихона превратил
духовенство Врангеля в эмигрантскую церковь. Фото 1920-х годов |
Русской церкви в первые послереволюционные годы пришлось учиться жить не только отдельно от государства, но и вопреки ему. Фронты Гражданской войны, разделив страну, раскололи и церковь: отрезанные от занятых большевиками Москвы и Петрограда епархии оказались предоставлены сами себе и формировавшимся на осколках империи правительствам. В декабре 1918 года на колчаковской территории было учреждено Временное высшее церковное управление Сибири, а в мае 1919 года – Высшее временное церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ ЮВР). В Украине 1 января 1919 года закон Директории «О верховной власти в Украинской автокефальной православной соборной церкви» передал верховную церковную власть ее собственному Собору и Синоду. В мае 1920 года, при Петлюре, Всеукраинская православная церковная рада провозгласила автокефалию.
Почти век назад связанные с этим события также вынуждали Русскую церковь меняться для того, чтобы остаться прежней. Ей требовался способ сделать войну свершившимся фактом церковной жизни, выработать общий подход к управлению церковным организмом в условиях хаоса. 7 (20 по старому стилю) ноября 1920 года патриарх Тихон (Белавин) издал указ № 362, который представлял собой свод указаний для епархиальных архиереев на случай разобщения епархий с Высшим церковным управлением или прекращения его существования. «Если епархия... окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление во главе со святейшим патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти... В случае невозможности установить сношения с архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами… В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального архиерея, последний... не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, предоставляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными. Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней», – гласил патриарший указ.
Осенью 1920 года итог Гражданской войны был ясен. Зимой рухнуло правительство Колчака, отряды атамана Семенова отступали в Манчжурию. В ночь на 8 ноября красноармейцы Фрунзе перешли Сиваш; белому Крыму оставалось существовать 10 дней. Вместе с армией Врангеля из него эвакуировалось и духовенство. Уже 6 (19 по старому стилю) ноября в Стамбуле на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» ВВЦУ ЮВР, вскоре преобразованное в Высшее русское церковное управление заграницей (ВЦУЗ), постановило установить общение с Константинопольским патриархатом. В 1921 году ВЦУЗ под покровительством Константинополя стал церковной властью для русских приходов в Европе. Собственно, с этого и началась история Русской православной церкви заграницей, Положение о которой до сих пор гласит: «До упразднения в России безбожной власти Русская православная церковь заграницей временно самоуправлялась на соборных началах, в соответствии с постановлением св. патриарха, Св. Синода и Высшего церковного совета Российской церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».
Найденный Тихоном выход из кризиса, как показала история, сохранил управляемость церкви, но не ее единство. Собор 1921 года в Сремских Карловцах, подготовленный ВЦУЗ, не внял увещеваниям архиепископов Евлогия (Георгиевского) и Анастасия (Грибановского) снизить накал политической риторики: воззвание «К чадам Русской православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим» провозглашало необходимость восстановления императорской власти в России. Патриарх Тихон, уже находясь под следствием, ознакомился с ними только на допросах в ГПУ – и осудил, «ввиду того что заграничное Русское церковное управление увлекается в область политического выступления». Указ патриарха об упразднении ВЦУЗ остался без внимания: эмигранты не верили, что устами Тихона не говорит большевистское правительство. В 1927 году после выхода декларации митрополита Сергия (Страгородского) об отношении к государственной власти зарубежная часть русской церкви порвала все связи с Московским патриархатом, превратившись в «Карловацкий раскол». Восстановление единства с церковью, выросшей из попытки патриарха Тихона сохранить его, заняло 90 долгих лет.
комментарии(0)