0
6485
Газета История Печатная версия

16.10.2018 17:12:00

Священное предание Марка Антокольского

175 лет со дня рождения великого скульптора

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – художественный критик и историк искусства.

Тэги: марк антокольский, скульптура, христос, третьяковская галерея


марк антокольский, скульптура, христос, третьяковская галерея

18-16-4-1.jpg
Скульптуру «Христос перед лицом народа» Антокольский
исполнил в Риме.
Фото © Государственная Третьяковская галерея

Широкому кругу любителей искусства скульптор Марк Антокольский (1843–1902) известен в первую очередь как автор произведений, запечатлевших образы выдающихся деятелей отечественной истории: великих преобразователей России Ярослава Мудрого и Петра I, мужественного первопроходца и покорителя Сибири Ермака… Их отличает совершенство пластической формы, историческая достоверность, мощь художественного обобщения, психологическая глубина. А скульптура Антокольского «Иван Грозный» (1871) стала первой работой русского скульптора, приобретенной зарубежным художественным собранием – Музеем Кенсингтон в Лондоне. Тиран изображен в момент глубокой душевной подавленности, когда он вспоминает о замученных и невинно убиенных и его терзают угрызения совести. Скульптура так понравилась императору Александру II, что по его указу Антокольскому было присвоено звание академика Петербургской Академии художеств. Антокольский также был автором замечательных портретов своих современников: писателя Тургенева, художественного критика Стасова, врача Боткина…

Значительный, но менее известный пласт его творческого наследия составляют произведения на христианскую тему, которая сопровождала мастера на протяжении его творческого пути.

Марк Матвеевич Антокольский родился 2 ноября (21 октября по старому стилю) 1843 года в Вильно в небогатой многодетной семье. Его художественная одаренность проявилась очень рано. В 13 лет он поступил в мастерскую резчика по дереву, где выполнял заказы по изготовлению иконостасов для церквей и в течение двух лет работал по реставрации костела в Могилеве. Однажды юный Марк увидел репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь». Картина так поразила Антокольского, что он выполнил по ней деревянную резную копию – столь прекрасную, что о юном даровании заговорили. И вот в 19 лет он был принят в Петербургскую Академию художеств.

Самые ранние из дошедших до нас произведения Антокольского – барельефы с изображением головы Христа, датированные годом его поступления в академию. В 1874 году, уже окончив академию, Антокольский исполнил в Риме скульптуру «Христос перед судом народа» – по заказу известного мецената и коллекционера Саввы Мамонтова. Сам скульптор так определил свой замысел: «Я Его представляю в тот момент, когда Он стоит перед судом того народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент, во-первых, потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, только в эту минуту Он мог сказать (и только Он): «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят». Во-вторых, под судом народа я подразумеваю и теперешний суд… Делайте что хотите, все-таки я убежден, я верю… что истина и любовь восторжествует!» Вот что я хотел, чтобы моя статуя говорила всем, верующим и неверующим».

Антокольский неоднократно обращался к образу Христа. Им созданы такие произведения, как горельеф «Последний вздох (Христос на кресте)», подписанный евангельской цитатой «Прости им, ибо не ведают, что творят» (1877); «Христос, идущий по морю» – эскиз неосуществленного маяка (1889); «Христос, желающий обнять всех страждущих» (1889).

Выразительны и созданные скульптором образы святых угодников. Среди них особо выделяется статуя «Христианская мученица («Не от мира сего»)». Эту скульптуру, ставшую собирательным образом мученичества за Христа, мастер выполнил в Париже в 1888 году. Лицо мученицы – хрупкой и прекрасной девушки – обращено к небу, но глаза ее выколоты рукой палача, она полностью отрешена от окружающего земного мира. Но тем ярче ее духовное видение Бога, тем совершеннее духовная свобода, тем чище душа, уподобленная скульптором слетевшимся птицам небесным…

Духовная, сердечная чистота – главное качество еще одного образа, созданного скульптором. Это Нестор-летописец (1890), великий древнерусский историк, канонизированный церковью. Нестор Антокольского – это воплощение мудрости. Перед спокойными, чуть печальными и усталыми глазами Нестора словно проходят бурные события отечественной истории. Но он смотрит на них без осуждения и без восторга, усматривая во всем происходящем промысел Божий.

Творчество Марка Антокольского занимает уникальное место в истории отечественной скульптурной школы. Являясь одним из ее крупнейших представителей, он, как никто другой, сумел воссоздать средствами пластики образы Священного Писания и предания. Сохраняя верность их духу и букве, он окрашивал свои работы ярким личным переживанием, при этом часто поднимаясь до высот подлинно богословских обобщений.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
4814
Мимо «Троицы»

Мимо «Троицы»

Андрей Мельников

Очередь в Сергиевой лавре и русская старина на улице Карла Маркса

0
16753
 Выставка "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века"

Выставка "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века"

  

0
3326

Другие новости