0
11451
Газета История Печатная версия

16.10.2018 17:13:00

Какова роль ЦРУ в избрании Константинопольского патриарха

Частичный ответ на этот вопрос дают недавно рассекреченные документы из архива американской спецслужбы

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: константинопольский патриарх, вселенский патриархат, ЦРУ, разведка, война, фашизм


константинопольский патриарх, вселенский патриархат, ЦРУ, разведка, война, фашизм

18-15-1-1.jpg
Афинагор стал патриархом на волне борьбы с фашизмом.
Фото из Национального архива Голландии

26 января 1949 года на взлетно-посадочную полосу стамбульского аэропорта приземлился самолет, на носу которого был изображен белоголовый орлан – государственный символ США. Это был главный борт страны, на котором обычно летал президент Гарри Трумэн. Но на этот раз с трапа сошел 63-летний новоизбранный патриарх Константинопольский Афинагор, который до этого свыше 18 лет был архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки.

На следующий день после прибытия Афинагора в Стамбул, в Фанаре (историческом районе города, где расположена резиденция патриарха) в соборе Святого Георгия состоялась интронизация нового главы Константинопольской церкви.

Избран на этот пост он был еще 18 октября 1948 года, 11 голосами из 17 членов Синода. Не помешало то, что Афинагор ранее не был гражданином Турции, а это противоречило постановлениям правительства этой страны о выборах патриарха. Поступили просто: префект Стамбула накануне избрания выдал Афинагору турецкий паспорт, миновав все формальности и длительные процедуры.

Так началось 23-летнее служение Афинагора (в миру Аристоклис Спиру) на посту Вселенского, или Константинопольского, патриарха. В историю он вошел в первую очередь как инициатор сближения Римско-католической и Константинопольской православной церквей и снятия взаимных анафем XI века. Но произойдет это в 1965 году. А в году 1949-м он только-только занял трон. Связанные с этим обстоятельства до сих пор вызывают споры в церковных и светских кругах, а порой рождают головоломные конспирологические конструкции и попросту домыслы.

Кто похитил патриарха?

В статье, подготовленной в качестве доклада для конференции «Всеправославное совещание 1948 года и духовная безопасность современной России», организованной и проведенной 1 июня с.г. года в Москве Аналитическим центром святого Василия Великого, протоиерей Андрей Филлипс (РПЦЗ) пишет:

«В 1948 году личный самолет президента Трумэна приземлился в Стамбуле. На борту находились безжалостные правительственные агенты, прилетевшие, чтобы похитить патриарха Константинопольского Максима V (Вапордзиса). Как рассказал мне его тогдашний архидиакон и очевидец событий, епископ Бирмингемский Ириней (ум. 2009), отстаивавшему православное предание патриарху, угрожая, приказали войти в самолет, иначе он в лучшем случае навсегда исчезнет. Поэтому он был отправлен в ссылку в Швейцарию до своей смерти в 1972 году. Он был заменен американской марионеткой, амбициозным греческим архиепископом Америки Афинагором, греческим националистом, экуменистом и модернистом. Вскоре он, когда было нужно, прилетел в Стамбул на том же президентском самолете. Очевидно, неканоническое низложение патриарха-традиционалиста Максима и его неканоническая замена с тех пор привели к порабощению Константинопольского патриархата Государственным департаментом США».

Сильный сюжет… Не менее интригующую версию можно увидеть, например, на сайте «Русь-фронт» (Православный информационный вестник), где в статье «ЦРУ и Всеправославный собор: некоторые интересные факты» утверждается, что избрание Афинагора Вселенским патриархом было во многом заслугой американских масонов (ну куда ж без них-то!) и разведчиков.

Попробуем отделить зерна от плевел. Для начала рассмотрим ситуацию с предыдущим главой церкви.

Андрей Филлипс изложил настоящий сюжет триллера: тут и группа захвата, и похищение. Трудно при этом судить о свидетельствах очевидца, на которого ссылается протоиерей, ведь того уже нет в живых. Тем более затруднительно, если знать, что по многочисленным свидетельствам, подкрепленным документами, все было иначе.

В 1947–1949 годах американские спецслужбы внимательно следили за непростой ситуацией в Фанаре и докладывали о ней в Вашингтон. Вот цитата из рассекреченного доклада стамбульского агента ЦРУ от 20 марта 1947 года, еще до избрания Афинагора, но уже после появления информации о психическом нездоровье Максима, который фактически отошел от дел, но формально продолжал возглавлять Константинопольскую церковь:

«Информированные турецкие круги признают, что если медицинская комиссия обнаружит неизлечимую болезнь патриарха, то турецкие власти будут настаивать на его отставке и немедленном избрании преемника, чтобы положить конец нынешней амбивалентной ситуации на Фанаре. <…> В настоящее время правительство Турции стремится к тому, чтобы Фанаром руководил сильный человек, который смог бы справиться с (Московским. – «НГР») патриархом Алексием и религиозной политикой, проводимой Россией».

Патриарха Максима обвиняли в русофильстве и даже в советофильстве. Упреки, в первую очередь со стороны властей, умножились после поездки делегации Константинопольской патриархии на празднование 500-летия автокефалии Русской церкви. В Москву поехал экзарх Константинопольского патриарха в Европе митрополит Фиатирский Герман Стринопулос, но объясняться пришлось самому Максиму. Летом 1948 года он говорил в интервью турецким журналистам: «Некоторые меня называют коммунистом. Может ли им быть настоящий священник? Это значит отрицать Бога! Утверждают, что я поддерживаю связь с Москвой. Должно быть, известно, что в Москве есть церковь, с которой я поддерживаю отношения». Но оправдываться было поздно: Турцию патриарх Максим не устраивал.

Не устраивал он и Грецию, влиятельного игрока в деле избрания Вселенского патриарха. Греческие власти были разочарованы тем, что во время официального визита в мае 1947 года в раздираемую гражданской войной страну патриарх Максим, встреченный с большим почетом королем Павлом I, не встал однозначно на сторону монархистов и не заявил о своей поддержке монарха. Он также не осудил и вторую сторону конфликта – коммунистов, а лишь в обтекаемой форме призвал греческий народ прекратить «братоубийственное бичевание».

21 мая 1947 года агент ЦРУ докладывал: «Появилась информация о том, что греческое правительство желает назначения Хрисанфа, бывшего митрополита Трапезундского, преемником Максима в качестве патриарха Православной церкви в Стамбуле. Хрисанф характеризуется как греческий националист, настроенный антитурецки. Вероятней всего, турки никогда не примут назначение Хрисанфа... Патриарх Максим отправляется в Афины по просьбе греческого правительства, чтобы проконсультироваться со специалистами в связи с его болезнью. Если ее сочтут неизлечимой, то он будет уверен в том, что его отставка в качестве патриарха будет принята».

18-15-2.jpg
Будущий патриарх Афинагор – генералу Доноване:
«Я готов взять на себя любые обязательства
и пожертвовать чем угодно, чтобы сделать всё
возможное для нашей любимой страны, которая
борется за всеобщее освобождение».
Документ с сайта www.cia.gov

Все шло к тому, что Максим уйдет с поста. Так и случилось. В мае 1947 года он уехал на лечение в Афины, а 18 октября 1948 года Священный синод Константинопольской церкви принял его отставку по причине болезни. Официально было объявлено о его психическом расстройстве. Из Греции он уехал в Швейцарию на лечение, а впоследствии был назначен титулярным митрополитом Эфесским, каковым и оставался до конца жизни.

Вполне возможно, что патриарх Максим был введен в заблуждение. Его могли через ближайшее окружение и подкупленных врачей убедить в том, что он неизлечимо болен, чего на самом деле не было. Косвенно это подтверждают такие строки в аналитическом обзоре «Позиция коммунистического государства по отношению к православной церкви», составленном в 1952 году для американской разведки: «Тот факт, что патриарх Максим был вынужден подать в отставку, объясняется не только причиной нездоровья, но и политическими мотивами, так как, по мнению турецкого правительства, он не придерживался антисоветского направления» (Цит. по книге: Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова «Власть и церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов». РОССПЭН, 2009.)

«Двадцатый век Фокс» благословляет

В мае 1948 года председатель Совета по делам РПЦ Георгий Карпов сообщал в докладной записке на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Климента Ворошилова: «Начиная с 1946 года американцами при содействии греческого правительства разными путями ведется подготовка к тому, чтобы на Вселенский патриарший престол в Константинополе поставить своего человека, враждебного Советскому Союзу, тогда как Вселенский патриарх Максимос высказывался в свое время в пользу сближения с Русской церковью. На его место намечается архиепископ Нью-Йоркский Афинагор, грек по национальности, американский подданный».

В Москве было известно, что в США включились тайные механизмы, которые должны были помочь Афинагору стать Вселенским патриархом.

На борту президентского самолета, летевшего в 1949 году в Стамбул, Афинагора сопровождал известный американский продюсер, киномагнат и владелец киностудии «20th Century Fox» Спирос Скурас, грек по происхождению.

Скурас в то время – один из столпов кинопроизводства в США. Он вхож не только в круги бизнес-элиты страны, но и в Белый дом, он – самый влиятельный греческий лоббист в США. В первые же дни после нападения фашистской Италии на Грецию Спирос Скурас, при активной поддержке и непосредственном участии архиепископа Афинагора, вместе со своими родными братьями и партнерами по бизнесу Джорджем и Чарльзом создает Общество помощи грекам в войне (Greek War Relief Association). Эта организация американской диаспоры эллинов оказывала гуманитарную помощь Греции в годы Второй мировой войны.

Практически одновременно архиепископ Афинагор создает американское молодежное движение Ellenike Orthodoxe Neolaia, главной задачей которого ставилась тоже помощь воюющей с фашистами Греции.

Недавно ЦРУ обнародовало фрагменты переписки Уильяма Донована, руководителя OSS (Управление стратегических служб, предтеча созданного в 1947 году ЦРУ) и архиепископа Афинагора. Обсуждалось участие американской греческой диаспоры в войне против фашизма.

14 мая 1942 года Донован пишет Афинагору:

«Ваше Святейшество!

Отчеты и описания, касающиеся греко-американской молодежи призывного возраста, любезно подготовленные Вами, поступают в полном объеме.

Внимание, которое Ваше Святейшество уделяет этому важному делу, отражает большой интерес к нашим Вооруженным силам, и я хочу выразить свою глубокую признательность за Вашу лояльную и патриотическую помощь.

Искренне Ваш,

Уильям Донован»

16 июля того же года Афинагор шлет Доновану ответное письмо, где, в частности, говорится:

«Я готов взять на себя любые обязательства и пожертвовать чем угодно, чтобы сделать все возможное для нашей любимой страны, которая борется за всеобщее освобождение, справедливость и за Новый День, который обязательно наступит. <…> Будьте уверены в том, что при первой возможности я приеду в Вашингтон, чтобы встретиться с Вами лично и выразить свое искреннее восхищение Вами».

Афинагор сделал много полезного в период своего служения и для Америки, и для Греции. Количество общин в США возросло со 119 до 350, появилась семинария Святого Креста в Бостоне и другие учебные заведения. Под руководством Афинагора был разработан и введен в действие новый устав архиепископии, действовавший до 1977 года. Греки ценили его за помощь во время войны и разрухи. Репутация Афинагора была высока. Естественно, многие влиятельные американцы и греки были бы рады видеть его на посту Вселенского патриарха. Как, вероятно, и он сам.

Но, разумеется, Афинагор не мог по своему статусу просить в этом деле у кого-либо помощи напрямую. А кто же мог походатайствовать за него?

ЦРУ рассекретило и обнародовало примечательный документ, который позволяет построить интересную гипотезу. Документ этот – вовсе не агентурное донесение и не аналитическая сводка, а письмо на бланке принадлежавшей Джорджу Скурасу (родному брату Спироса Скураса) сети кинотеатров Skouras Theaters Corporations. Оно было написано 26 августа 1950 года и адресовано тогдашнему главе ЦРУ, генерал-лейтенанту Уолтеру Беделлу Смиту. О чем же пишет магнат кинопроката главе крупнейшей американской спецслужбы?

«Дорогой генерал!

Словно веяние свежего воздуха я почувствовал, когда прочитал в газетах о том, что Вы дали согласие занять пост главы Центрального разведывательного управления.

Я служил в OSS в Греции и на Ближнем Востоке в 1944 году, и я осознаю важность наличия жесткой организации для выполнения определенной цели.

Полагаю, что Вам предстоит огромная и сложная работа, и если Вам в любое время понадобится объективная информация или другое содействие, я буду искренне рад быть полезным Вам и Центральному разведывательному управлению».

В ответном письме Джорджу Скурасу генерал Смит поблагодарил его за теплые слова и отметил, что «администрация и широкая общественность прекрасно осведомлены о необходимости создания эффективной разведывательной организации». «Я с уверенностью могу рассчитывать на искреннюю поддержку и помощь с любой стороны», – добавил генерал.

Таким образом, цепь замкнулась: Джордж Скурас – Спирос Скурас – Афинагор. Бывший агент или даже сотрудник OSS Джордж Скурас вполне мог пролоббировать в США кандидатуру Афинагора, используя свои связи не только в спецслужбе, но и во влиятельных бизнес-кругах. К этой работе, очевидно, подключился брат Джорджа – Спирос, иначе трудно объяснить то, что он взялся сопровождать Афинагора на борту летевшего в Стамбул самолета. Рекомендации по кандидатуре Афинагора не требовались в разъяснениях – он был лично знаком не только с бывшим руководителем OSS Донованом, но и с президентом США Гарри Труменом, который, кстати, и проводил его к трапу самолета перед отлетом на интронизацию.

Разумеется, не было никакой спецоперации по похищению предшественника, не было никаких голливудских шпионских страстей (даром что братья занимались кинематографом). Все решалось закулисно – по дипломатическим и разведывательным каналам. Это была обычная лоббистская работа, без которой не обходятся ни политика, ни бизнес, ни церковь. Таким образом ЦРУ, пусть и косвенно, но участвовало в продвижении Афинагора на трон Вселенского патриарха.

США выиграли у СССР эту партию: Афинагор подтвердил свою репутацию антикоммуниста уже 27 января 1949 года, во время своей интронизации. Он призвал к сотрудничеству христиан различных направлений и мусульман «для борьбы против коммунистической опасности, которая угрожает личной свободе и всему цивилизованному миру». В этом заявлении содержались зерна будущих двух основных направлений деятельности патриарха – антикоммунизм и экуменизм.          


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
604
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
548
У нас

У нас

0
541
Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
1174

Другие новости