0
3324
Газета История Печатная версия

14.08.2018 15:15:00

Агенты во славу Божью

15 августа была основана «спецслужба» Католической церкви

Тэги: иезуиты, общество иисуса, католицизм, история, проповедь, миссия, япония, латинская америка, испания, франция, париж, индейцы, игнатий лойола, диего лаинес, альфонсо сальмерон, пьер фавр, симан родригиш, тридентский собор


иезуиты, общество иисуса, католицизм, история, проповедь, миссия, япония, латинская америка, испания, франция, париж, индейцы, игнатий лойола, диего лаинес, альфонсо сальмерон, пьер фавр, симан родригиш, тридентский собор Миссия иезуитов приводила их в самые отдаленные уголки земного шара. Николя Пойнт. Благословение оружия перед охотой, 1844. Иезуитский архивно-исследовательский центр, Сент-Луис.

Начало XVI века стало суровым испытанием для Святого престола и временем перемен для всей Римской церкви. Теологический спор молодого богослова из Виттенберга Мартина Лютера со священноначалием Майнца и Бранденбурга, большого значения которому в Риме поначалу не придавали, перерос в раскол, охвативший пол-Европы. Католицизм, переживавший времена своего упадка, отчаянно нуждался в инструменте, с помощью которого церковь могла бы снова зажечь свой миссионерский пыл. И в 1534 году Святой престол заполучил его.

В мае 1521 года Игнатий Лойола, рыцарь из Басконии, получил страшную рану, обороняя Памплону от французов: пробившее крепостную стену пушечное ядро изуродовало его правую ногу. После нескольких болезненных операций молодой рыцарь остался хромым. О продолжении военной карьеры не могло быть и речи – и молодой дворянин посвятил себя духовному служению. Проведя годы в паломничестве, он твердо решил, что должен посвятить свою жизнь распространению учения Христа. Во время учебы его миссионерский пыл привлек внимание святой инквизиции: сначала в Алкале, а потом в Саламанке ему пришлось провести некоторое время в тюрьмах, и хотя ереси в его проповеди судьи не обнаружили, Лойола решил покинуть Испанию и отправиться в Париж. К тому времени он уже завел верных друзей и единомышленников. Николай Бобадилья, который станет впоследствии одним из самых видных защитников католицизма в Италии, Далмации и Германии; Франциск Ксаверий, первый католический миссионер в Японии; участники Тридентского собора Диего Лаинес и Альфонсо Сальмерон; Пьер Фавр из Савойи и португалец Симан Родригиш – все они учились в Сорбонне вместе с Лойолой. Собравшись 15 августа 1534 года на Монмартре, они провозгласили клятвы нестяжательства, целомудрия и послушания, основав одну из самых влиятельных и самых таинственных католических организаций – «Общество Иисуса».

Первоначально Лойола и его соратники намеревались проповедовать учение Христа среди мусульман. Если же, гласили данные ими клятвы, по истечении года со дня основания общества возможности отправиться в Святую землю у них не будет, то товарищи обязались препоручить общество в руки Римского папы. Папа с благосклонностью принял горящих миссионерским пылом студентов (к обществу к тому времени присоединились еще трое членов), но объявил, что их план не может быть осуществлен – и общество занялось внутренней миссией, рьяно взявшись за труд духовников. На этом поприще оно достигло немалых успехов, и в 1540 году курия утвердила статут «Общества Иисуса». Обращение «ушедших из ограды церкви» масс, проповедь и духовное образование стали главными целями организации, а его девиз Игнатий Лойола сформулировал так: «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божьей»). Сегодня его разделяют 28 американских университетов и колледжей, основанных иезуитами.

Начавшийся в 1543 году Тридентский собор закрепил раскол между католиками и протестантами, признав отрицающееся последними Священное предание источником веры. За этим последовала реформа церковного управления и укрепление папской власти. «Общество Иисуса», напрямую подчиненное папе, члены которого исповедовали безоговорочную («erit sicut cadaver» – «точно труп») верность генералу ордена, стало опорой понтифика на соборе – именно Диего Лаинес во многом стал «архитектором» соборных постановлений.

В это время Рим обратил проповедь к Новому Свету – в том числе по просьбе португальского короля Жуана III, который хотел закрепить свою власть в открытых Васко да Гамой землях. Иезуиты, основанные как общество студентов-миссионеров, получили наконец возможность исполнить свою первоначальную миссию – и проповедники развернули по всему миру деятельность, сильно повлиявшую на становление многих государств. В 1563 году Омура Сумитада стал первым из японских даймё, принявших христианство. Именно он основал (а в 1580 году – подарил иезуитам) порт Нагасаки. Миссионерам «Общества Иисуса» благоволил Ода Нобунага, и они отвечали ему взаимностью: копии португальских ружей – танэгасима – были для него неоценимой помощью. А его союзник Такаяма Укон, принявший крещение полководец, отказался участвовать в массовых убийствах и изгнании христиан при власти Тоётоми Хидэёси – и за это был беатифицирован Римской церковью в 2017 году.

В Латинской Америке действовавшие независимо от епископов иезуиты создали целую сеть редукций – колоний для коренных жителей континента под руководством монахов ордена, ставших фактически независимой теократией, подчиненной строгой монашеской дисциплине. Благодаря иезуитам католицизм распространился в Юго-Восточной Азии. Иезуит Николя Пойнт, родившийся в 1799 году во Франции, в середине XIX века крестил племя плоскоголовых в Северной Америке. Среди его карандашных рисунков можно найти изображения воинов, идущих в бой с воинственными черноногими (которых впоследствии, кстати, тоже крестили иезуиты) или готовящихся к охоте в сиянии Пресвятого Сердца Христова.

Во время сорокалетнего упразднения ордена и продолжавшихся с 1773 по 1814 год гонений многие иезуиты нашли прибежище в России. Папское послание «Dominus ac Redemptor», запретившее его деятельность, Екатерина II сочла несущественным. Правда, при Александре I иезуитов стали ссылать в Сибирь, где они занимались, вопреки государевым указам, окормлением грекокатоликов, что и послужило причиной выдворения ордена из страны. Ну а о том, что нынешний папа Римский, Хорхе Марио Бергольо – выходец из рядов «Общества Иисуса», излишне и упоминать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
560
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
517
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
498
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
169

Другие новости